РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО: На заседании Педагогического совета Приказом МБДОУ «Детский сад №3 г. Выборга» от 17.02.2022 г. № 27(ОД) Протокол от 17.02.2022 г. № 03 ПОЛОЖЕНИЕ о системе наставничества 2022 г. 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе наставничества (далее – Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №3 г. Выборга»(далее – МБДОУ) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, Уставом МБДОУ и определяет порядок организации наставничества для внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий. 1.2. Настоящее Положение: – определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества (далее - Целевая модель); – устанавливает порядок организации наставнической деятельности; – определяет права и обязанности ее участников; – определяет требования, предъявляемые к наставникам; – устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; – определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в МБДОУ и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в МБДОУ являются: – наставник; – лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый); – заведующий МБДОУ; – куратор наставнической деятельности в МБДОУ; – участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты, и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 1.4 В Положении используются следующие понятия: Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации. Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. 2 Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 1.5. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются: 1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; 2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; 3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативноправовой базе; 4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; 5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; 6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; 7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; 8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; 9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 2.Цель и задачи наставничества. Функции МБДОУ в области внедрения Целевой модели наставничества 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки и оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МБДОУ в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Задачами наставничества являются: - улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; 3 – раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала педагогов, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; – обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; – формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; – ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; – сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МБДОУ и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; – создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; – выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; – формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБДОУ, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.2. Внедрение целевой модели наставничества в МБДОУ предполагает осуществление следующих функций: – реализация мероприятий «Дорожной карты» (Приложение 10) внедрения целевой модели наставничества; – назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в МБДОУ; – привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; – инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое) обеспечение наставничества; – осуществление персонифицированного учёта молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности; – предоставление данных по итогам мониторинга в МБДОУ, показателей эффективности наставнической деятельности в комитете образования администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области; – проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; – обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в МБДОУ; – обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» (Приложение 10) внедрения Целевой модели в МБДОУ. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: – реализуемую в МБДОУ форму наставничества «педагог – педагог», с учетом ролевых моделей данной формы, – типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 4 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет заведующий МБДОУ, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: – педагогические работники, вновь принятые на работу в МБДОУ; – педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1. 3.4. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.5. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 3.6. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, вотношении которого осуществляется наставничество. 3.7. Замена наставника производится приказом заведующего МБДОУ, основанием могут выступать следующие обстоятельства: – прекращение наставником трудовых отношений с МБДОУ; – психологическая несовместимость наставника и наставляемого; – систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; – привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; – обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.8. Этапы наставнической деятельности в МБДОУ осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов: Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели; Этап 2. Формирование базы наставляемых; Этап 3. Формирование базы наставников; Этап 4. Отбор/выдвижение наставников; Этап 5. Формирование наставнических пар/групп; Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели. 3.9.На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в МБДОУ, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей МБДОУ, заключение партнерских соглашений (Приложение 2) с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества МБДОУ. 3.10. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (по формату, приведенному в Приложении 3), проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед. 5 3.11. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1). 3.12. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (Приложение 4), прошедших выдвижение. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа МБДОУ с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников (инициативной группы, комиссии, и др.), составленного в произвольной форме на имя заведующего МБДОУ. Все наставники и куратор готовят свои портфолио (Приложение 5). 3.13. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом заведующего МБДОУ утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. 3.14. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества. 3.15. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. 3.16.В МБДОУ применяются разнообразные формы наставничества по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек). Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из 6 авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»). Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др. Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации – педагог», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов. 4. Права и обязанности куратора 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: – формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; – разработка проекта ежегодной Программы наставничества МБДОУ; – организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; – подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение заведующему МБДОУ; – оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; – мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 6); – оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (Приложение 7); – своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам комитета образования администрации (Приложение 8); – получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; – анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в МБДОУ и участие в его распространении. 4.2 .Куратор имеет право: – запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; – организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники; – вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБДОУ, сопровождающие наставническую деятельность; – инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МБДОУ; – принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; – вносить на рассмотрение руководству МБДОУ предложения о поощренииучастников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; – на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник обязан: – помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; – в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для 7 осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; – выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; – передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; – своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; – личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение; – принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБДОУ. 5.2. Наставник имеет право: – привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; – участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБДОУ, в томчисле с деятельностью наставляемого; – выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; – требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; – в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «педагог-педагог») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; – принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; – обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационнометодической поддержкой; – обращаться к заведующему МБДОУ с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый обязан: – выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; – совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; – выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; – отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); – сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; – проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; – принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества МБДОУ. 6.2. Наставляемый имеет право: 8 – пользоваться имеющейся в МБДОУ нормативной, информационно-аналитической и учебнометодической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; – в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; – принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; – при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в МБДОУ. 7. Мониторинг и оценка результатов реализации Программ наставничества 7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в МБДОУ направлена на: – изучение (оценку) качества, реализованных в МБДОУ Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOT-анализа (Приложение 6); – выявление соответствия условий организации Программ наставничества в МБДОУ требованиям и принципам Целевой модели (Приложение 7); 7.2. Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно) (Приложение 8). 7.3. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в МБДОУ (Приложение 9). 7.4. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в МБДОУ на сайте детского сада размещается и своевременно обновляется информация о реализации системы наставничества. 8. Мотивация участников наставнической деятельности 8.1. Участники системы наставничества в МБДОУ, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением заведующего к следующим видам поощрений: – публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; – размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах МБДОУ в социальных сетях; – обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты. 8.2. Заведующий МБДОУ также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в МБДОУ через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.). 8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат. 8.4. Заведующий МБДОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. 9 Приложение 1. Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) образовательной организации Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора Детского сада являются: – наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом МБДОУ); – авторитетность в среде коллег и обучающихся; – высокий уровень развития ключевых компетенций: • способность развивать других, • способность выстраивать отношения с окружающими, • ответственность, • нацеленность на результат, • умение мотивировать и вдохновлять других, • способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже: Форма Критерии наставничества педагог - педагог – опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), – педагог, склонный к активной общественной работе, участник или лидер методических объединений. – обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме наставничества «Педагог - педагог» и обладать дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным ставить SMART-цели, организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наста 10 Приложение 2 Проект соглашения о сотрудничестве образовательной организации с социальным партнером Соглашение о сотрудничестве г. " " 20 г. МБДОУ «Детский сад №3 г. Выборга» в лице , действующего на основании Устава, именуемое далее МБДОУ и «Наименование социального партнера»в лице, действующего на основании , именуемое далее «Партнер», совместно именуемые «Стороны», в целях реализации Целевой модели наставничества в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по __________________________ программам заключили настоящее Соглашение о нижеследующем: 1.Предмет Соглашения 1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество Сторон в форме социального партнерства и на безвозмездной основе в целях осуществления Программ наставничества. 1.2. Целью сотрудничества является организация наставнической поддержки педагогов МБДОУ в рамках форм наставничества «педагог - педагог». 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Партнер вправе: – участвовать в реализации Программ наставничества, реализуемых в МБДОУ; – приглашать педагогов МБДОУ на мероприятия, проходящие на базе Партнера в рамках Программ наставничества, реализуемой в рамках форм наставничества «педагог - педагог»; – принимать участие в составлении Программы наставничества МБДОУ, а также знакомиться с информационными, организационными и методическими материалами, сопровождающими наставническую деятельность в части, его касающейся; – размещать информацию об участии своей организации в реализации Программы наставничества МБДОУ в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет, в целях формирования имиджа социально-ответственной организации Партнера. 2.2. Участвуя в наставнической деятельности МБДОУ, Партнер принимает на себя следующие обязательства: – определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями МБДОУ для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по внедрению Целевой модели наставничества; – выдвигает наставников в соответствие с критериями, предложенными МБДОУ; – обеспечивает участие своих наставников в обязательных мероприятиях Программы наставничества МБДОУ; – обеспечивает сбор и предоставление наставниками всех документов, необходимых для участия в Программе наставничества МБДОУ; – оказывает содействие наставническим парам в части реализации Индивидуального плана развития наставляемого под руководством наставника; – несет полную ответственность за действия своих сотрудников, выполняющих роль наставников в Программе наставничества МБДОУ. 2.3. МБДОУ имеет право: – на получение полной информации о результатах проведения Партнером мероприятий для участников Программы наставничества на базе Партнера; 11 – посещения представителями МБДОУ мероприятий, проводимых Партнером для наставляемых, участвующих в Программе наставничества по форме «педагог - педагог» на базе Партнера, заранее согласовав с Партнером время и цель посещения; – по согласованию с Партнером размещать информацию о его участии в реализации Программы наставничества МБДОУ в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет; – запрашивать и получать у Партнера информацию, имеющую отношение к предмету настоящего Соглашения. 2.5. МБДОУ принимает на себя следующие обязательства: – определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Партнера для оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по организации наставнической деятельности; – формирует группу педагогов, изъявивших принять участие в Программе наставничества с участием Партнера; – обеспечивает сопровождение наставляемых для участия в мероприятиях на базе Партнера, реализуемых в рамках настоящего Соглашения; – предоставляет Партнеру всю необходимую информацию о реализации Программы наставничества в МБДОУ; – оказывает наставникам-сотрудникам Партнера необходимую методическую, консультационную и информационную поддержку. 3. Заключительные положения 3.1. Стороны обязуются соблюдать требования в отношении конфиденциальной и личной информации, ставшей известной Сторонам в результате исполнения настоящего Соглашения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.2. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о переносе сроков и места проведения запланированных совместных мероприятий, проблемах и затруднениях, возникающих при исполнении настоящего Соглашения, а также совместно обсуждать и оценивать результаты совместной работы. 3.3. В решении вопросов, не предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации. 3.4. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем переговоров между Сторонами. 3.5. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон. Соглашение об изменении или расторжении настоящего Соглашения должно быть составлено в письменной форме и подписано Сторонами. 3.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до «____» _________________20___ г. 4. Юридические адреса и подписи Сторон Наименование образовательной организации 12 Наименование социального партнера Приложение 3. ПРИМЕРНАЯ ФОРМА БАЗЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ № ФИО наставляемого Контакт ные данные для связи Год рожде ния настав ляемого Основно й запрос наставляемого Дата вхождения в Программу ФИО наставника Форма наставни чества 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 13 Место работы/ учебы наставника Дата завершения Программы Результат ы Пpoгpaммы Ссылка на кейс/отзыв наставляемого, размещенные на сайте МДОУ Отметка о прохождении Программы Приложение 4. ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА НАСТАВНИКОВ № ФИО настав -ника Конта ктные данны е для связи Место работы/ учебы наставника Основ ные компетенции настав ника Важные для Пpoгpаммы достижения наставника Интересы настав - ника Pecypc времени на Программ у наставничества Дата вхождения в пpoгpамму 1. 2. 3. 4. 5. 6. 14 ФИО наставляемого (наставляемых) Форма наставничества Место работы/ учебы наставляемого Дата завер шения Пpoгpаммы Резул ьтаты Пpoгpамм ы Ссылка на кейс/отзыв настав ника, размещенные на сайте Приложение 5. Формат портфолио наставника и куратора (для педагогов, представителей работодателей) фото ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО Направления профессиональной деятельности и интересы, в рамках которых осуществляется наставническая деятельность: (например, наставничество над молодыми специалистами, методическое сопровождение реализации образовательных областей (указать, каких), организация образовательного процесса, решение конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем обучающихся и др.) Образование: наименование организации, которую окончил наставник (город, год окончания) Должность в настоящее время: Профессиональный опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и мест работы Опыт работы наставником: … лет Профессиональные достижения Профразвитие по профилю наставнической деятельности Работа в качестве эксперта, члена рабочих групп и др. −Автор методических разработок (указать); −Победитель Конкурса … (название, номинация, год) – … – 2015 г. - дополнительная профессиональная программа «…»(час.), город…; – … – – – – – – эксперт конкурса … г.; член рабочей группы по разработке … г.; член комиссии по … г.; член жюри республиканского конкурса … г.; российский эксперт международного проекта … … г.; Наиболее значимые публикации –… –… Наиболее значимые грамоты и благодарности – Благодарность … за (… г.); – Почетная Грамота … за внедрение (… г.); – Благодарственное письмо … за значительный вклад в (… г.); 15 Приложение 6. SWOT-анализ Программ наставничества Форма наставничества «учитель – учитель» («педагог-педагог») Факторы SWOT Позитивные Негативные Внутренние Сильные стороны: – Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в Программе, и которые готовы продолжить работу в Программе; – Участники Программы (%) видят свое профессиональное развитие в данном учреждении в течение следующих 5 лет; – У участников Программы (%) появилось желание более активно участвовать в культурной жизни детского сада; – У участников Программы (%) появилось желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования – Наставляемые (%) после общения с наставником отмечают прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогическогопотенциала; – Эффективная система мотивации участников Программы; – Достаточность и понятность обучения наставников; - Высокие достижения педагогов МБДОУ, которые можно использовать в Программе наставничества. Слабые стороны: – Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в Программе, поэтому они не готовы продолжить работув ней; – Низкая активность участников Программы (нет желания более активно участвовать в жизни детского сада); – Неэффективная/непроработанная система мотивации участников Программы; – Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка наставников; – Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором, – Инфраструктура наставничества (материально-техническая, …) в МБДОУ не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели; – Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми; – Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками; – «Старение» педагогического состава в учреждения. Внешние Возможности: −Информационно-методическая поддержка детского сада при внедрении Целевой модели; −Наличие бесплатных и малобюджетных программ повышения квалификации педагогов; −Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ для осуществления дистанционного обучения педагогов. 16 Угрозы: – Нестабильность – – внешней социально-экономической среды функционирования МБДОУ; Рост конкуренции между детскими садами за квалифицированные педагогические кадры; Финансовая и организационная оптимизация сети дошкольных образовательных учреждений. Приложение 7. Анкета куратора Количественный анализ результатов программы наставничества1 1.2. Оценка Программы наставничества Показатели Оцените реализацию программы в баллах, где 1 - минимальный балл, 10 - максимальный 1.Актуальность Программы наставничества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Формы и программы взаимодействия наставника 1 и наставляемого описаны достаточно для внедрения в образовательной организации 3. Программа направлена на достижение 1 желаемого конечного результата. Ее цели конкретизированы через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами 4. Практическая значимостьнаставнического 1 взаимодействия для личности наставляемого 5. Соответствует ли на практике организация 1 процесса наставнической деятельности принципам, заложенным в Методологии (целевой модели) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6. Адаптивность, динамичность и гибкость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Программы наставничества 7. Понятность алгоритма отбора/выдвижения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 наставников, наставляемых и кураторов 10. Наличие понятных форматов (для куратора) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 по выстраиванию взаимодействия наставника и наставляемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 11. Понимание форм поощрения имотивации наставников и наставляемых 2 3 4 5 6 7 8 9 12. Наличие методической поддержки и 1 сопровождения проведения апробации методологии наставничества (горячая линия, возможность получения участником апробации исчерпывающего ответа на вопрос) 2 3 4 5 6 7 8 9 13. В достаточном ли объеме предоставлен 1 доступ к необходимым ресурсам для апробации методологии наставничества (организационным, методическим, информационным и др.) 1 Выбираются те изучаемые параметры, которые подходят для МБДОУ. 17 10 10 10 10 10 10 Приложение 8. Показатели эффективности внедрения Программ наставничества в образовательной организации 1. Доля воспитателей-молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), работающих в образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, % (отношение количества педагогов-молодых специалистов, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, к общему количеству педагогов-молодых специалистов, работающих в образовательной организации). 2. Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества, % (опросный) (отношение количества наставляемых, удовлетворенных участием в программах наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в программах наставничества, реализуемых в образовательной организации). 3. Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества, % (опросный). 18 Приложение 9. Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставляемого) 1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий: 1.1. Насколько наставником? комфортно было общение с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 были 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.5. Насколько полезна была помощь наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 работы с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.7. Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.2. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? 1.3. Насколько полезными/интересными групповые встречи? 1.6. Насколько наставником? был понятен план 2. Что для Вас особенно ценно было в программе? 3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? 4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет] 6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет] Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставника) 1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий. 1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.2. Насколько удалось реализовать лидерские качества в программе? свои 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.3.Насколько полезными/ интересными были групповые встречи? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.4.Насколько полезными/ интересными были личные встречи? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.5.Насколько удалось спланировать работу? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 план 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 включенность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Насколько понравилась работа наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.6.Насколько удалось осуществить индивидуального развития наставляемого? Насколько Вы оцениваете наставляемого в процесс? Насколько Вы довольны работой? вашей совместной 2. Что особенно ценно для Вас было в программе? 3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? 4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет] 5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет] 6. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы чтото новое и/илиинтересное) [да/нет]. 20 Приложение 10 Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников МБДОУ № п/п 1. 2. 3. Наименование этапа Подготовка условий для реализации системы наставничества Формирование банка наставляемых Формирование банка наставников 4. Отбор и обучение 5. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп 6. Завершение персонализирова нных программ наставничества 7. Информационна я поддержка системы наставничества Содержание деятельности и примерный план мероприятий 1.Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации: – приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации»; - Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации; – Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации); – приказ о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; – подготовка персонализированных программ наставничества. 1. Сбор информации о профессиональных запросах педагогов. 2.Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. 1.Проведение анкетирования среди потенциальных наставников в образовательной организации, желающих принять участие в персонализированных программах наставничества. 2. Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. 1. Анализ банка наставников и выбор подходящих для конкретной персонализированной программы наставничества педагога. 2. Обучение наставников для работы с наставляемыми: - подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности; - проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников – «установочные сессии» наставников. 1. Формирование наставнических пар. 2.Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы. 3. Организация психолого-педагогической поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников. 1.Проведение мониторинга качества реализации персонализированных программ наставничества (анкетирование); 2.Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества. Освещение мероприятий Дорожной карты на сайте МБДОУ и социальных сетях. 21 Срок Февраль 2022 Март 2022 Март 2022 Март 2022 Апрель 2022 Август 2022 Апрель – август 2022