Положение о системе наставничества

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании
Педагогического совета

Приказом
МБДОУ «Детский сад №3 г.
Выборга»
от 17.02.2022 г. № 27(ОД)

Протокол от 17.02.2022 г. № 03

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе наставничества

2022 г.
1

1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о системе наставничества (далее – Положение) в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №3 г. Выборга»(далее –
МБДОУ) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019
г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом
Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели
наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, Уставом МБДОУ и
определяет порядок организации наставничества для внедрения практико-ориентированных и
гибких образовательных технологий.
1.2.
Настоящее Положение:
– определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью)
наставничества (далее - Целевая модель);
– устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
– определяет права и обязанности ее участников;
– определяет требования, предъявляемые к наставникам;
– устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
– определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации
наставничества в МБДОУ и его эффективности.
1.3.
Участниками системы наставничества в МБДОУ являются:
– наставник;
– лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый);
– заведующий МБДОУ;
– куратор наставнической деятельности в МБДОУ;
– участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители образовательных
организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в
сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов
местного самоуправления и другие субъекты, и организации, которые заинтересованы в реализации
программ наставничества.
1.4 В Положении используются следующие понятия:

Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную
и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая
деятельность в образовательной организации.

Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые
навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои
профессиональные затруднения.

Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных
партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и
спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за
реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.

2

 Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество.
 Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.
 Персонализированная
программа
наставничества
–
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов
наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической
деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных
затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.5. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов
системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне
образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативноправовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального
развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и
наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и
окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов
наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик
наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории
развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
2.Цель и задачи наставничества. Функции МБДОУ в области внедрения
Целевой модели наставничества
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через
создание условий для формирования эффективной системы поддержки и оказание помощи
педагогическим работникам (далее — педагоги) МБДОУ в их профессиональном становлении,
приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных
обязанностей.
Задачами наставничества являются:
- улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах
деятельности;
3

– раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала педагогов, поддержка
формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
– обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в
коллективе;
– формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности,
возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении
должностных обязанностей;
– ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
– сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на
работу, закрепление педагогических кадров в МБДОУ и создание благоприятных условий для
их профессионального и должностного развития;
– создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности,
участвующих в наставнической деятельности;
– выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных
качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности,
сознательного отношения к индивидуальному развитию;
– формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБДОУ, в котором выстроены
доверительные и партнерские отношения между его участниками.
2.2. Внедрение целевой модели наставничества в МБДОУ предполагает осуществление
следующих функций:
– реализация мероприятий «Дорожной карты» (Приложение 10) внедрения целевой модели
наставничества;
– назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в МБДОУ;
– привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;
– инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое)
обеспечение наставничества;
– осуществление персонифицированного учёта молодых специалистов и педагогов, участвующих
в наставнической деятельности;
– предоставление данных по итогам мониторинга в МБДОУ, показателей эффективности
наставнической деятельности в комитете образования администрации МО «Выборгский район»
Ленинградской области;
– проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;
– обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в
МБДОУ;
– обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате
непрерывного образования.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения,
«Дорожной карты» (Приложение 10) внедрения Целевой модели в МБДОУ.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в
себя:
– реализуемую в МБДОУ форму наставничества «педагог – педагог», с учетом ролевых моделей
данной формы,
– типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее –
индивидуальные планы) по форме наставничества, на основе которых наставнические пары
(наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной
ролевой модели.
4

3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет
заведующий МБДОУ, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных
на них обязанностей по осуществлению наставничества.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих
потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или профессиональных
компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного
процесса:
– педагогические работники, вновь принятые на работу в МБДОУ;
– педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1.
3.4. Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.5. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в
отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие,
коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
3.6. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых
результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и
куратором может быть завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника
или лица, вотношении которого осуществляется наставничество.
3.7. Замена наставника производится приказом заведующего МБДОУ, основанием могут
выступать следующие обстоятельства:
–
прекращение наставником трудовых отношений с МБДОУ;
–
психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
–
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
–
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
–
обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.8. Этапы наставнической деятельности в МБДОУ осуществляются в соответствие с
«Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
3.9.На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в МБДОУ,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности,
определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов
наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из
потребностей МБДОУ, заключение партнерских соглашений (Приложение 2) с организациями –
социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества МБДОУ.
3.10. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (по формату,
приведенному в Приложении 3), проводится уточняющий анализ их потребности в обучении,
например, с помощью диагностических бесед.
5

3.11. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных
потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников
(Приложение 1).
3.12. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (Приложение
4), прошедших выдвижение.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и
коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа МБДОУ с приложением
листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и
согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива
сотрудников (инициативной группы, комиссии, и др.), составленного в произвольной форме на имя
заведующего МБДОУ.
Все наставники и куратор готовят свои портфолио (Приложение 5).
3.13. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка
индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом заведующего
МБДОУ утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.
3.14. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по
осуществлению мероприятий Программ наставничества.
3.15. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий,
награждение эффективных участников наставнической деятельности.
3.16.В МБДОУ применяются разнообразные формы наставничества по отношению к наставнику
или группе наставляемых.
Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной
программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса
наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от
запланированных эффектов.
 Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как
видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и
творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно
сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк
данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
 Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек). Краткосрочное
или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее
установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные
краткосрочные результаты.
 Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период
между встречами и достичь поставленных целей.
 Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником
опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится
наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного
процесса.
 Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий
раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы
обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
 Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения
взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами
или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
6

авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения
«наставник – наставляемый» («равный – равному»).
 Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
 Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог» способ
реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической
пары «руководитель образовательной организации – педагог», нацеленную на совершенствование
образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной
организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых,
методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
4. Права и обязанности куратора
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
–
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
–
разработка проекта ежегодной Программы наставничества МБДОУ;
–
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества;
–
подготовка проектов документов, сопровождающих
наставническую деятельность и
представление их на утверждение заведующему МБДОУ;
–
оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки
участникам наставнической деятельности;
–
мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOT-анализ
в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 6);
–
оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (Приложение 7);
–
своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по
запросам комитета образования администрации (Приложение 8);
–
получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к
ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;
–
анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в
МБДОУ и участие в его распространении.
4.2 .Куратор имеет право:
–
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и
информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической
деятельности;
–
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники;
–
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБДОУ,
сопровождающие наставническую деятельность;
–
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МБДОУ;
–
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
–
вносить на рассмотрение руководству МБДОУ предложения о поощренииучастников
наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;
–
на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого
качества Программ наставничества.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
–
помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и
оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический
результат осуществления запланированных мероприятий;
–
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для
7

осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при
необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической
деятельности;
–
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в
рамках мероприятий Индивидуального плана;
–
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и
современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по
принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.;
–
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;
–
личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение;
–
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБДОУ.
5.2. Наставник имеет право:
–
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы
наставничества;
–
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБДОУ, в томчисле с
деятельностью наставляемого;
–
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом;
–
требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
–
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «педагог-педагог») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;
–
принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке
соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой
модели и эффективности внедрения Целевой модели;
–
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационнометодической поддержкой;
–
обращаться к заведующему МБДОУ с мотивированным заявлением о сложении
обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в
отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана
развития.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
–
выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и
периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального
плана;
–
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;
–
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с
выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;
–
отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий
Индивидуального плана);
–
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов
Индивидуального плана;
–
проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и
всем видам деятельности в рамках наставничества;
–
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества МБДОУ.
6.2. Наставляемый имеет право:
8

–
пользоваться имеющейся в МБДОУ нормативной, информационно-аналитической и учебнометодической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию
Индивидуального плана;
–
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам,
связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
–
принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке
соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой
модели и эффективности внедрения Целевой модели;
–
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в
МБДОУ.
7. Мониторинг и оценка результатов реализации
Программ наставничества
7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в МБДОУ направлена на:
–
изучение (оценку) качества, реализованных в МБДОУ Программ наставничества, их
сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый»
посредством проведения куратором SWOT-анализа (Приложение 6);
–
выявление соответствия условий организации Программ наставничества в МБДОУ
требованиям и принципам Целевой модели (Приложение 7);
7.2. Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в
полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно) (Приложение 8).
7.3. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет
удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в
МБДОУ (Приложение 9).
7.4. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в МБДОУ на сайте детского
сада размещается и своевременно обновляется информация о реализации системы
наставничества.
8. Мотивация участников наставнической деятельности
8.1. Участники системы наставничества в МБДОУ, показавшие высокие результаты, могут быть
представлены решением заведующего к следующим видам поощрений:
–
публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение
почетной грамотой и др.;
–
размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о
достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах МБДОУ в социальных сетях;
–
обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими
высокие результаты.
8.2. Заведующий МБДОУ также может оказывать содействие развитию социального капитала
наиболее активных участников наставничества в МБДОУ через приглашение их к участию в
коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.).
8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации
педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат.
8.4. Заведующий МБДОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной
мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его
эффективности.

9

Приложение 1.
Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) образовательной
организации
Общими
и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий
наставников и куратора Детского сада являются:
– наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения
администрацией или коллективом МБДОУ);
– авторитетность в среде коллег и обучающихся;
– высокий уровень развития ключевых компетенций:
• способность развивать других,
• способность выстраивать отношения с окружающими,
• ответственность,
• нацеленность на результат,
• умение мотивировать и вдохновлять других,
• способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Форма
Критерии
наставничества
педагог - педагог
– опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель
различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и
материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров),
– педагог, склонный к активной общественной работе, участник или
лидер методических объединений.
– обладает лидерскими, организационными и коммуникативными
навыками, хорошо развитой эмпатией.
Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме
наставничества «Педагог - педагог» и обладать дополнительно опытом управления персоналом,
проектами, быть способным ставить SMART-цели, организовывать и контролировать работу
коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наста

10

Приложение 2

Проект соглашения о сотрудничестве образовательной организации
с социальным партнером
Соглашение о сотрудничестве
г.

"

"

20

г.

МБДОУ «Детский сад №3 г. Выборга» в лице
, действующего на
основании Устава, именуемое далее МБДОУ и «Наименование социального партнера»в лице,
действующего на основании
, именуемое далее
«Партнер», совместно именуемые «Стороны», в целях реализации Целевой модели наставничества
в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
__________________________ программам заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
1.Предмет Соглашения
1.1. Предметом настоящего соглашения является сотрудничество Сторон в форме социального
партнерства и на безвозмездной основе в целях осуществления Программ наставничества.
1.2. Целью сотрудничества является организация наставнической поддержки педагогов
МБДОУ в рамках форм наставничества «педагог - педагог».
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Партнер вправе:
– участвовать в реализации Программ наставничества, реализуемых в МБДОУ;
– приглашать педагогов МБДОУ на мероприятия, проходящие на базе Партнера в рамках
Программ наставничества, реализуемой в рамках форм наставничества «педагог - педагог»;
– принимать участие в составлении Программы наставничества МБДОУ, а также знакомиться с
информационными, организационными и методическими материалами, сопровождающими
наставническую деятельность в части, его касающейся;
– размещать информацию об участии своей организации в реализации Программы
наставничества МБДОУ в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет, в целях
формирования имиджа социально-ответственной организации Партнера.
2.2. Участвуя в наставнической деятельности МБДОУ, Партнер принимает на себя следующие
обязательства:
– определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями МБДОУ для
оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по внедрению Целевой
модели наставничества;
– выдвигает наставников в соответствие с критериями, предложенными МБДОУ;
– обеспечивает участие своих наставников в обязательных мероприятиях Программы
наставничества МБДОУ;
– обеспечивает сбор и предоставление наставниками всех документов, необходимых для участия
в Программе наставничества МБДОУ;
– оказывает содействие наставническим парам в части реализации Индивидуального плана
развития наставляемого под руководством наставника;
– несет полную ответственность за действия своих сотрудников, выполняющих роль наставников
в Программе наставничества МБДОУ.
2.3. МБДОУ имеет право:
– на получение полной информации о результатах проведения Партнером мероприятий для
участников Программы наставничества на базе Партнера;
11

– посещения представителями МБДОУ мероприятий, проводимых Партнером для наставляемых,
участвующих в Программе наставничества по форме «педагог - педагог» на базе Партнера,
заранее согласовав с Партнером время и цель посещения;
– по согласованию с Партнером размещать информацию о его участии в реализации Программы
наставничества МБДОУ в средствах массовой информации, в т.ч. - в сети Интернет;
– запрашивать и получать у Партнера информацию, имеющую отношение к предмету настоящего
Соглашения.
2.5. МБДОУ принимает на себя следующие обязательства:
– определяет уполномоченного сотрудника по работе с представителями Партнера для
оперативного решения вопросов, возникающих при совместной работе по организации
наставнической деятельности;
– формирует группу педагогов, изъявивших принять участие в Программе наставничества с
участием Партнера;
– обеспечивает сопровождение наставляемых для участия в мероприятиях на базе Партнера,
реализуемых в рамках настоящего Соглашения;
– предоставляет Партнеру всю необходимую информацию о реализации Программы
наставничества в МБДОУ;
– оказывает
наставникам-сотрудникам
Партнера
необходимую
методическую,
консультационную и информационную поддержку.
3. Заключительные положения
3.1. Стороны обязуются соблюдать требования в отношении конфиденциальной и личной
информации, ставшей известной Сторонам в результате исполнения настоящего Соглашения, в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о переносе сроков и места
проведения запланированных совместных мероприятий, проблемах и затруднениях, возникающих
при исполнении настоящего Соглашения, а также совместно обсуждать и оценивать результаты
совместной работы.
3.3. В решении вопросов, не предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны
руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
3.4. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем переговоров между
Сторонами.
3.5. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон.
Соглашение об изменении или расторжении настоящего Соглашения должно быть составлено в
письменной форме и подписано Сторонами.
3.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до
«____» _________________20___ г.
4. Юридические адреса и подписи Сторон
Наименование образовательной организации

12

Наименование социального партнера

Приложение 3.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА БАЗЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ

№

ФИО
наставляемого

Контакт
ные
данные
для
связи

Год
рожде
ния
настав
ляемого

Основно
й запрос
наставляемого

Дата вхождения в
Программу

ФИО
наставника

Форма
наставни
чества

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

13

Место
работы/
учебы
наставника

Дата
завершения
Программы

Результат
ы Пpoгpaммы

Ссылка на
кейс/отзыв
наставляемого,
размещенные на
сайте МДОУ

Отметка о
прохождении
Программы

Приложение 4.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА НАСТАВНИКОВ

№

ФИО
настав
-ника

Конта
ктные
данны
е для
связи

Место
работы/
учебы
наставника

Основ
ные
компетенции
настав
ника

Важные
для
Пpoгpаммы
достижения
наставника

Интересы
настав
- ника

Pecypc
времени на
Программ у
наставничества

Дата
вхождения в
пpoгpамму

1.
2.
3.
4.
5.
6.

14

ФИО
наставляемого
(наставляемых)

Форма
наставничества

Место
работы/
учебы
наставляемого

Дата
завер
шения
Пpoгpаммы

Резул
ьтаты
Пpoгpамм
ы

Ссылка на
кейс/отзыв
настав ника,
размещенные
на
сайте

Приложение 5.
Формат портфолио наставника и куратора
(для педагогов, представителей работодателей)
фото

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО

Направления профессиональной деятельности и интересы, в
рамках которых осуществляется наставническая деятельность:
(например, наставничество над молодыми специалистами,
методическое сопровождение реализации образовательных
областей (указать, каких), организация образовательного
процесса, решение конкретных психолого-педагогических и
коммуникативных проблем обучающихся и др.)
Образование: наименование организации, которую окончил наставник (город, год
окончания)
Должность в настоящее время:
Профессиональный опыт, стаж работы: краткое перечисление должностей и мест работы
Опыт работы наставником: … лет
Профессиональные
достижения
Профразвитие
по профилю
наставнической
деятельности
Работа в качестве
эксперта, члена
рабочих групп и др.

−Автор методических разработок (указать);
−Победитель Конкурса … (название, номинация, год)
– …
– 2015 г. - дополнительная профессиональная программа
«…»(час.), город…;
– …

–
–
–
–
–
–

эксперт конкурса …
г.;
член рабочей группы по разработке …
г.;
член комиссии по …
г.;
член жюри республиканского конкурса …
г.;
российский эксперт международного проекта …
…

г.;

Наиболее значимые
публикации

–…
–…

Наиболее значимые
грамоты и
благодарности

– Благодарность … за (… г.);
– Почетная Грамота … за внедрение (… г.);
– Благодарственное письмо … за значительный вклад в (… г.);

15

Приложение 6.
SWOT-анализ Программ наставничества
Форма наставничества «учитель – учитель» («педагог-педагог»)
Факторы
SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны:
– Значительная доля участников (%), которым понравилось участие в
Программе, и которые готовы продолжить работу в Программе;
– Участники Программы (%) видят свое профессиональное развитие в
данном учреждении в течение следующих 5 лет;
– У участников Программы (%) появилось желание более активно
участвовать в культурной жизни детского сада;
– У участников Программы (%) появилось желание и/или силы
реализовывать собственные профессиональные работы: статьи,
исследования
– Наставляемые (%) после общения с наставником отмечают прилив
уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и
педагогическогопотенциала;
– Эффективная система мотивации участников Программы;
– Достаточность и понятность обучения наставников;
- Высокие достижения педагогов МБДОУ, которые можно
использовать в Программе наставничества.

Слабые стороны:
– Значительна доля участников (%), которым не понравилось участие в
Программе, поэтому они не готовы продолжить работув ней;
– Низкая активность участников Программы (нет желания более активно
участвовать в жизни детского сада);
– Неэффективная/непроработанная
система
мотивации
участников Программы;
– Не организовано систематическое развитие и методическая поддержка
наставников;
– Отсутствует регулярная обратная связь наставников с куратором,
– Инфраструктура наставничества (материально-техническая, …) в МБДОУ
не позволяет достичь в полной мере цели и задач Целевой модели;
– Высокая перегрузка педагогов-наставников, как следствие – невозможность
регулярной работы с наставляемыми;
– Дефицит педагогов, готовых и способных быть наставниками;
– «Старение» педагогического состава в учреждения.

Внешние

Возможности:
−Информационно-методическая поддержка детского сада при
внедрении Целевой модели;
−Наличие бесплатных и малобюджетных программ повышения
квалификации педагогов;
−Наличие многочисленных предложений от ИТ-платформ для
осуществления дистанционного обучения педагогов.

16

Угрозы:

– Нестабильность
–
–

внешней
социально-экономической
среды
функционирования МБДОУ;
Рост
конкуренции
между
детскими
садами
за
квалифицированные педагогические кадры;
Финансовая и организационная оптимизация сети дошкольных
образовательных учреждений.

Приложение 7.

Анкета куратора
Количественный анализ результатов программы наставничества1

1.2. Оценка Программы наставничества
Показатели
Оцените реализацию программы в баллах, где 1
- минимальный балл, 10 - максимальный
1.Актуальность Программы наставничества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2. Формы и программы взаимодействия наставника 1
и наставляемого описаны достаточно для
внедрения в образовательной организации
3. Программа направлена на достижение
1
желаемого конечного результата. Ее цели
конкретизированы через задачи, формулировки
задач соотнесены с планируемыми результатами
4. Практическая значимостьнаставнического
1
взаимодействия для личности наставляемого
5. Соответствует ли на практике организация
1
процесса наставнической деятельности принципам,
заложенным в Методологии (целевой модели)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Адаптивность, динамичность и гибкость
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Программы наставничества
7. Понятность алгоритма отбора/выдвижения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
наставников, наставляемых и кураторов
10. Наличие понятных форматов (для куратора) 1
2
3
4
5
6
7
8
9
по выстраиванию взаимодействия наставника и
наставляемого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11. Понимание форм поощрения имотивации
наставников и наставляемых
2
3
4
5
6
7
8
9
12. Наличие методической поддержки и 1
сопровождения
проведения
апробации
методологии наставничества (горячая линия,
возможность получения участником апробации
исчерпывающего ответа на вопрос)
2
3
4
5
6
7
8
9
13. В достаточном ли объеме предоставлен 1
доступ к необходимым ресурсам для апробации
методологии наставничества (организационным,
методическим, информационным и др.)
1
Выбираются те изучаемые параметры, которые подходят для МБДОУ.
17

10
10
10
10
10

10

Приложение 8.

Показатели эффективности внедрения Программ наставничества в образовательной
организации
1. Доля воспитателей-молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), работающих в
образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, %
(отношение количества педагогов-молодых специалистов, вошедших в программы
наставничества в роли наставляемого, к общему количеству педагогов-молодых специалистов,
работающих в образовательной организации).
2. Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества, %
(опросный) (отношение количества наставляемых, удовлетворенных участием в программах
наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в программах
наставничества, реализуемых в образовательной организации).
3. Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества, %
(опросный).

18

Приложение 9.
Анкета оценки удовлетворенности
Программой наставничества
(для наставляемого)
1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий:
1.1. Насколько
наставником?

комфортно

было

общение

с 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

были 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.5. Насколько полезна была помощь наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

работы

с 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.7. Ощущали ли Вы безопасность при общении с
наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.8. Насколько было понятно, что от Вас ждет
наставник?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной
работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от
участия в Программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2. Насколько полезными/интересными были личные
встречи с наставником?
1.3.
Насколько
полезными/интересными
групповые встречи?

1.6. Насколько
наставником?

был

понятен

план

2. Что для Вас особенно ценно было в программе?

3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности Программой
наставничества
(для наставника)
1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
1.1. Насколько было комфортно общение с
наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.2. Насколько удалось реализовать
лидерские качества в программе?

свои

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.3.Насколько полезными/ интересными были
групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.4.Насколько полезными/ интересными были
личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.5.Насколько удалось спланировать работу?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

включенность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько понравилась работа наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько оправдались Ваши ожидания от
участия в Программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.6.Насколько
удалось
осуществить
индивидуального развития наставляемого?
Насколько
Вы
оцениваете
наставляемого в процесс?
Насколько Вы довольны
работой?

вашей

совместной

2. Что особенно ценно для Вас было в программе?
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?

4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
6. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы чтото новое и/илиинтересное) [да/нет].

20

Приложение 10
Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников МБДОУ
№
п/п
1.

2.
3.

Наименование
этапа
Подготовка
условий для
реализации
системы
наставничества

Формирование
банка
наставляемых
Формирование
банка
наставников

4.

Отбор и
обучение

5.

Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар/групп

6.

Завершение
персонализирова
нных программ
наставничества

7.

Информационна
я поддержка
системы
наставничества

Содержание деятельности и примерный план мероприятий
1.Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов
образовательной организации:
– приказ «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации»;
- Положение о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
– Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения
о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации);
– приказ о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных
обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
– подготовка персонализированных программ наставничества.
1. Сбор информации о профессиональных запросах педагогов.
2.Формирование банка данных наставляемых, обеспечение
согласий на сбор и обработку персональных данных.
1.Проведение анкетирования среди потенциальных наставников в
образовательной организации, желающих принять участие в
персонализированных программах наставничества.
2. Формирование банка данных наставников, обеспечение
согласий на сбор и обработку персональных данных.
1. Анализ банка наставников и выбор подходящих для конкретной
персонализированной программы наставничества педагога.
2. Обучение наставников для работы с наставляемыми:
- подготовка методических материалов для сопровождения
наставнической деятельности; - проведение консультаций,
организация обмена опытом среди наставников – «установочные
сессии» наставников.
1. Формирование наставнических пар.
2.Разработка персонализированных программ наставничества для
каждой пары/группы.
3. Организация психолого-педагогической поддержки
сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или
группу (при необходимости), продолжение поиска
наставника/наставников.
1.Проведение мониторинга качества реализации
персонализированных программ наставничества (анкетирование);
2.Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по
выявлению лучших практик наставничества; пополнение
методической копилки педагогических практик наставничества.
Освещение мероприятий Дорожной карты на сайте МБДОУ и
социальных сетях.

21

Срок

Февраль
2022

Март
2022
Март
2022
Март
2022

Апрель
2022

Август
2022

Апрель –
август
2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».