Программа развития

СОГЛАСОВАНО
Председатель
комитета образования
администрации МО
«Выборгский район»
Ленинградской области

ПРИНЯТО
Управляющим советом
Протокол от 14.01.2021г.
№02

ПРИНЯТО
Общим собранием
работников
Протокол
от 15.01.2021г.№ 02

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МБДОУ «Детский сад
№3 г. Выборга»
от № 03 от 15.01.2021г.

Программа развития
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №3 г. Выборга»
на 2021-2023 гг.

г.Выборг
2021г.

Содержание

1

Паспорт Программы развития

3-4

2

Информационно-аналитическая справка об Учреждении

5-8

3

Проблемно-ориентированный анализ

8-16

4

Концепция Программы развития

16-21

5

Стратегия развития

21-23
24-27

6

План-график мероприятий Программы развития

7

План мероприятий по реализации Программы развития

28-35

2

1.Паспорт программы развития
Наименование
программы развития

Основание для
разработки
программы развития

Цель программы
развития

Задачи программы
развития

Важнейшие целевые
показатели
программы развития

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №3 г. Выборга» на 20212023 гг.
-Конституции Российской Федерации (статья 67.1), (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в
ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
20.12.2012 № 273-ФЗ;
-Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 Об
утверждении государственной программы Российской Федерации
"Развитие образования" (сроки реализации 2018-2025)
Повышение качества образования через участие в инновационной
деятельности (функционирование в режиме инновационной площадки).
Создание условий для формирования коммуникативных компетенций и
ранней социализации детей посредством организации интерактивной
образовательной среды социально-коммуникативного развития
дошкольников
1. Переход дошкольной организации на ФОП ДО;
2. Совершенствование и корректировка образовательного процесса, в
том числе через внедрение системы
работы по
сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей при внедрении и реализации ФОП в Учреждении;
3.Оказание психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей, сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей;
4.Создание благоприятных условий, обеспечивающих эмоциональный
комфорт и социальное благополучие каждого ребенка в соответствии с
его возрастными и индивидуальными особенностями, через внедрение
инновационных аспектов в деятельность Учреждения. Создание
комфортной и безопасной среды;
5.Обновление системы здоровье сберегающих деятельности через
участие в работе инновационной площадки по физическому развитию
детей;
6. Обеспечение условия для совершенствования профессиональных
компетенций педагогических работников учреждений дошкольного
образования по направлениям, реализуемых в ФОП ДО;
7.Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и
материально-технической базы организации согласно современным
требованиям, включая цифровизацию образовательной и
управленческой среды ДОО при внедрении ФОП в образовательный
процесс;
1.Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и
технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями
ФОП ДО, в том числе в рамках цифровизации образования, в рамках
реализации системы работы по укреплению традиционных российских
3

духовно-нравственных ценностей;
2.Работа в режиме инновационной деятельности;
3. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствие с
ФОП ДО;
3.Рост профессиональных компетентностей педагогов, в том числе в
области овладения инновационными образовательными технологиями
за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки
работников,
участия
в
региональных
и
федеральных
профессиональных мероприятиях;
4. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования дошкольников, сохранению здоровья,
сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей;
Сроки реализации
программы развития

Этапы реализации
программы развития

Объемы и источники
финансирования
программы развития

С январь 2021 года по декабрь 2023 года
I этап – 2021 год (январь-сентябрь) – Организационно-установочный:
диагностика имеющихся ресурсов, разработка основных мероприятий
Программы, подготовка соответствующих условий для ее реализации и
начало выполнения Программы.
II этап – 2021год (июнь) – 2023год (сентябрь) - Основной этап:
практическая реализация стратегических задач Программы развития.
III этап – 2023 год (сентябрь-декабрь) – итогово-обобщающий
(аналитическо-информационный) этап: подведение итогов и
соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по
основным направлениям реализации Программы развития,
распространение их результатов и разработка Программы развития на
следующий период
За счет средств субсидий бюджета МО «Выборгский район»
Ленинградской области, депутатов ЗАКСа, бюджета Ленинградской
области.
За счет средств от приносящей доход деятельности: добровольные
пожертвования, целевые взносы родителей (законных представителей),
доходы от оказания платных услуг; штрафы, пени иные санкции за
нарушение договорных отношений и обязательств, выплаченные в
пользу Учреждений на основании соглашений и (или) судебных актов,
в том числе исполнительных листов.

4

Полное
наименование
Сокращенное
наименование
Учредитель
Организационноправовая форма
Телефон
Факс
Электронная
почта
Юридический
адрес
Фактический
адрес
Сайт учреждения
Устав
Лицензия на
осуществление
образовательной
деятельности
Год постройки,
реконструкция,
капитальный
ремонт

Количество
функционирующи
х групп

2.Информационно-аналитическая справка об Учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 г. Выборга»
МБДОУ «Детский сад №3 г. Выборга»
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской
области
Муниципальное учреждение
(8-813-78) 2-55-17, 2-10-31, 2-34-89
(8-813-78) 2-55-17
Kristallik3vbg@yandex.ru
Российская Федерация, 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул.
Морская набережная, д.11
Российская Федерация, 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул.
Морская набережная, д.11.
Российская Федерация, 188800, Ленинградская область, Выборгский
муниципальный район, г. Выборг, пр-кт Суворова, д.5.
3vbg.tvoysadik.ru
Утвержден постановлением администрации муниципального
образования «Выборгский район» Ленинградской области
№3805от 24.07.2015 г.
№ 132-15 от 24.09.2015 г. серия 47Л01 № 0001141
МБДОУ «Детский сад №3 г. Выборга» имеет 2 здания:
 на ул.Морская набережная, д.11, открыто с 1988 года.
(здание
двухэтажное, кирпичное, имеет закрытый плавательный бассейн);
 на пр-те Суворова д.5, открыто с 1964 года (здание двухэтажное,
кирпичное, капитальный ремонт здания проведен в 2016 году
10 групп:
2 группы общеразвивающей направленности для детей раннего
возраста (от 1,5 до 3 лет),
4 группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного
возраста (от 3 лет до 7 лет),
2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (от 5 до 7 лет)
2 группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (от 5 до 7 лет)

Коллегиальные
органы
управления

Общее собрание работников, Педагогический совет, Управляющий
совет

Кадровое
обеспечение


Административный персонал – 3 человека

Воспитатели – 20 человек.

Специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагогпсихолог) – 8 человек

Всего педагогических работников, имеющих высшее
5

Количественный
и качественный
состав
воспитанников и
их родителей
(законных
представителей)

Материальнотехническая
обеспеченность

образование – 13 человек

Всего педагогических работников, имеющих высшую
квалификационную категорию – 5человек
Образование: ВПО – 45%, среднее специальное – 25%, из них:
обучаются в ВУЗе- 7%
Стаж:
до 3 лет – 25%
3-5 лет – 12%
5-10 лет – 25%
10-15 лет –
15-20 – 25%
Свыше 20 лет –13%
Кв. категория: высшая – 17%, первая -25 %, вторая кв. кат. соответствие занимаемой должности – 7%
Процент укомплектованности педагогическими кадрами: 100%
Общее количество семей – 270; из них:
многодетных – 8;
семей из группы риска (внутренний учет) – 1;
семей, воспитывающих ребенка-инвалида – 2;
Социальный состав семей:
служащие – 69%
рабочие – 16%
бизнесмены – 7%
безработные – 8%
Образовательный уровень родителей:
оба родителя имеют высшее образование – 48%
один родитель имеет высшее образование – 21%
оба родителя со средне-специальным образованием – 12%
один родитель со средне-специальным образованием – 17%
оба родителя со средним образованием – 2%;
Возраст родителей:
до 30 лет – 27%
больше 30 лет – 73%
Степень участия в деятельности Учреждения:
«участники» - 71%
«заказчики» - 2%
«наблюдатели» - 27%
групповые помещения – 10
(групповая комната, спальная, буфетная, туалетная и умывальная
комнаты, раздевалка).
кабинеты:
 кабинет заведующего – 1;
 кабинет старшего воспитателя – 1;
 кабинет заместителя заведующего по безопасности – 1;
 кабинет бухгалтерии – 1;
 кабинет учителя-логопеда – 3;
 кабинет педагога-психолога – 1;
залы:

зал для музыкальных занятий – 1;

зал для физкультурных занятий – 2;
бассейн:
- помещения закрытого плавательного бассейна – 1.
6

Финансовохозяйственная
деятельность
Содержание
образовательной
деятельности
(образовательная
программа,
лицензирование)
Дополнительные
образовательные
услуги

Повышение
квалификации
кадров


Медицинский блок

медицинский кабинет – 2;

процедурный кабинет – 1

изолятор-1

Хозяйственный блок

пищеблок – 2;

прачечная – 2;

гладильная – 2;

кладовки для хранения продуктов - 4;

подсобные помещения.
В групповых помещениях, в соответствии с современными
требованиями к организации предметно-пространственной среды и
требованиями ФГОС, оборудованы центры для организации
разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и
совместной с воспитателем).
На территории Учреждения – 10 игровых площадок, спортивная
площадка, метеостанция, мини-автогородок и цветники, летняя сцена.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним
на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его
назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации.
Учреждение несет ответственность перед собственником за
сохранность и эффективное использование закрепленного за ним
имущества.
Реализуется образовательная программа дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад №3г. Выборга»
Лицензия на осуществление образовательной деятельности серия №
132-15 от 24.09.2015 г. серия 47Л01 № 0001141
Учреждение может оказывать дополнительные платные услуги,
которые определяются в соответствии с запросами родителей
воспитанников, с учетом условий Учреждения.
Учреждение оказывает и дополнительные бесплатные образовательные
услуги:
- охват воспитанников бесплатными услугами – 74%;
Все педагоги, работающие в Учреждении имеют среднее или высшее
специальное педагогическое образование. Повышение квалификации
педагогических работников осуществляется через КПК, посещение
семинаров и обучение в высших учебных заведениях. Не реже 1 раза в
три года. На момент написания программы прошли курсы повышения
квалификации – 100% педагогов, 7.1% обучается в ВУЗ.

7

Ожидаемые
результаты

Контроль за
реализацией
программы

1..Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и
технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями
ФОП ДО, в том числе в рамках цифровизации образования, в рамках
реализации системы работы по укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;
2.Работа в режиме инновационной деятельности в рамках работы
Федеральной инновационной площадки «Воспитатели России» ;
3. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствие с
ФОП ДО;
3.Рост профессиональных компетентностей педагогов, в том числе в
области овладения инновационными образовательными технологиями
за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки
работников, участия в региональных и федеральных профессиональных
мероприятиях;
4. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования дошкольников, сохранению здоровья,
сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей;
2.Образовательная программа дошкольного образования Учреждения
(обновление содержания в соответствие с ФОП ДО).
5.Внесение изменений в содержание Оздоровительной программы
Учреждения, через использование продуктов, полученных в результате
работы в рамках инновационной площадки.
6. Снижение уровня заболеваемости воспитанников до уровня ниже
средне-районного показателя (не ниже 7,5), увеличение посещаемости
воспитанниками Учреждения до уровня средне-районного показателя
(не ниже 71%).
Комплексная система мониторинга качества образовательного
процесса, эффективности реализации всех структурных разделов
программы. Представление данных мониторинга в отчете о само
обследовании с представлением результатов на сайте Учреждения,
заседании Управляющего совета и родительском собрании.
3.Проблемно-ориентированный анализ

Актуальное
состояние

1.Анализ образовательного процесса
Качество образовательных услуг, оказываемых в Учреждением, находится
на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют высокая
конкурентоспособность Учреждения, положительные отзывы родителей
воспитанников, и родителей, чьи дети только готовятся к поступлению в
Учреждение.
В Учреждении функционируют 6групп общеразвивающей направленности
(с10-ти и 12-ти часовым пребыванием), 4 группы комбинированной
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 10-ти часовым
пребыванием).
Учреждение укомплектовано на 100%.
Учреждение ведет образовательную политику в соответствии с
законодательством РФ: Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС ДО. Образовательный процесс
8

Проблемы

регламентируется Образовательной программой МБДОУ «Детский сад №3
г. Выборга», разработанной участниками творческой группой Учреждения
и принятой на педагогическом совете.
Адаптированная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский
сад №3 г. Выборга»
Коррекционную работу с детьми осуществляют учителя-логопеды в тесном
взаимодействии со всеми специалистами Учреждения. Качество
коррекционной работы достаточно высоко оценивается как
контролирующими органами (административный контроль, мониторинг,
мониторинг качества коррекционной работы специалистами ТПМПК,
оценка качества работы по итогам выпуска детей), так и родителями
воспитанников.
Содержание образования в Учреждении дифференцируется по
следующим направлениям развития:
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Удовлетворенность качеством образовательных услуг, оказываемых
учреждением, по результатам анкетирования составляет 96%.
Учреждение на договорной основе взаимодействует с учреждениями
здравоохранения, библиотекой.
В последнее время все острее ставится проблема обновления, содержания
образования в Учреждении, введение в практику работы новых форм
дошкольного образования. Учреждение находится в центре города
наблюдается рост рождаемости, а, соответственно, рост потребности
молодых родителей в местах в Учреждении, в новых формах охвата
дошкольным образованием.
В учреждении эффективно реализуется оздоровительная программа
«Навстречу здоровью» средний показатель заболеваемости ниже среднерайонного и составляет 6,9.
Высокий процент готовности выпускников к обучению в школе по
результатам мониторинга Центра диагностики и консультирования 93%.
В учреждении успешно функционирует Управляющий совет, количество
решений, принимаемых при участии управляющего совета более 54%.
С целью повышения качества образования в Учреждении используются
информационные технологии, групповые помещения и кабинеты
специалистов оснащены современным оборудованием. Педагогами активно
используются информационные компьютерные технологий (ИКТ), ведется
активная работа на сайте Учреждения
и в группе Учреждения в
социальной сети ВКонтакте.
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на100%. Все
педагоги имеют специальное педагогическое образование.
Несмотря на стабильное снижение заболеваемости, задача по сохранению и
укрепление здоровья воспитанников остается актуальной для Учреждения.
Что требует новых форм работы в данном направлении.
Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного
образования, требует от Учреждения необходимости соответствовать
данному направлению, в связи с чем актуальным для учреждения
становится разработка и внедрение образовательной программы
дошкольного образования, разработанной на основе ФОП ДО. Реализация
9

данного направления будет также способствовать обновлению содержанию
образования.
Обновление содержания образования, требует в свою очередь обновления
предметно-пространственной среды, которая должна способствовать
полноценному развитию ребенка в различных видах детской деятельности.
Для эффективного управления Учреждением необходима эффективная
система оценивания процессов, происходящих в учреждении.
Перспективы 1.Совершенствование механизма управления качеством образования
воспитанников Учреждения, через использование внутренней системы
развития
оценивания качества образования
2.Включение разработанных критериев в систему внутренней оценки
качества образования Учреждения
3.Повышение конкурентоспособности Учреждения через обновление
содержания воспитательно-образовательного процесса, путем реализации
Концепции развития математического образования в Российской
Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 24.12.2013г. №2506-р) Приобщение дошкольников к
детскому научно-техническому творчеству (Лего-конструирование,
робототехника, шашки, технология «Фиолетовый лес»).
4.Организация дополнительных развивающих зон детской деятельности на
территории Учреждения
5.Разработка эффективной оздоровительной программы, снижение уровня
заболеваемости воспитанников до уровня ниже средне-районного
показателя, увеличение посещаемости до уровня средне-районного
показателя.
6. Соответствие уровня и квалификации педагогов для успешного
выполнения трудовой функции «Педагогическая деятельность по
реализации программ дошкольного образования»
-Возможен отток кадров, что не может не сказаться на качестве
Риски
предоставления образовательных услуг.
-Индивидуальные особенности и особенности здоровья детей
2.Анализ здоровьесберегающей среды
Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья
Актуальное
подрастающего поколения. Формирование здорового поколения – одна из
состояние
стратегических задач страны. Педагоги Учреждения ежегодно при
построении образовательного процесса берут в расчет уровень здоровья
детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора.
Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в
Учреждение, числа осложненных диагнозов, процента хронических
заболеваний.
Положительная динамика реализации оздоровительной программы
Учреждения «Навстречу здоровью», существует, но она не высокая, для
того, чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в
Учреждении, позволяющей спрогнозировать и предупредить рост детской
заболеваемости.
Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности показал, что
формирование грамотности в вопросах здоровья в нашем Учреждении
осуществляются в трех взаимосвязанных блоках:
при работе с детьми:
- в спец. организованной тематической, игровой, интегрированной НОД,
- при проведении Часа здоровья, Неделя Здоровья, - в походах,
экскурсиях,
10

- на тематических досугах и развлечениях,
- в театрализованной деятельности, художественно-эстетической
деятельности,
- при педагогическом проектировании,
- при оказании дополнительных услуг.
На протяжении ряда лет в Учреждении сформировалась четкая система
взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая
профилактику и коррекцию нарушений в состоянии здоровья как у
воспитанников (взаимодействие на договорной основе с ГБУЗ ЛО «Детская
поликлиника г.Выборга»), так и у сотрудников Учреждения (Реализация
проекта «Здоровый педагог», проводятся плановые профилактические
осмотры, ежегодная диспансеризация.
при взаимодействии с родителями:
- индивидуальном консультировании по текущим проблемным вопросам,
- выпуске информационных бюллетеней, оформлении тематических
стендов,
- проведении открытых просмотров НОД,
- выходе на родительские собрания медицинского персонала,
- проведении совместных мероприятий (Неделя здоровья, спортивные
развлечения)
- при работе с сотрудниками:
- в рамках реализации проекта «Здоровый педагог»,
- в рамках педсоветов, семинаров - освещение вопросов здорового образа
жизни,
- проведение психологических тренингов (тренинг повышения самооценки,
тренинг профилактики профессионального выгорания),
- транслировании опыта работы с ослабленными детьми.
В связи с данной тенденцией, возрастает значимость работы медицинского
персонала по дифференциации (в зависимости от состояния здоровья
дошкольников) и индивидуализации физкультурно-оздоровительной и
лечебно-профилактической
работы
в
Учреждении.
В
рамках
здоровьесберегающей деятельности Учреждения были разработаны и
включены в практику работы индивидуальные оздоровительные маршруты
и листы здоровья групп.
Значительное влияние на производительность труда, на качество
образовательного процесса, влияют уходы персонала на листы по
временной нетрудоспособности.
Из-за экологических проблем, отрицательных бытовых факторов,
Проблемы
химических добавок в продукты питания, факторов, агрессивно
действующие на здоровье дошкольников, происходит ослабление
иммунитета у детей и повышается уровень заболеваемости.
Также, в учреждение поступают дети, имеющие хронические
заболеваний, предрасположенности к простудным заболеваниям, те, или
иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии
здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов.
Хотя, физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа
Учреждения и ведутся в системе, но требуют коррекции: «Взаимодействие
с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех
участников образовательного процесса»; необходимо пересмотреть
механизм использования индивидуальных маршрутов здоровья.
Перспективы -Укрепить преемственные связи с учреждениями здравоохранения и
спортивных организаций города Выборга;
развития
11

-Продолжить сотрудничество с МБДОУ «Детский сад г. Выборга» - Внести коррективы в Проект поддержания здоровья сотрудников
«Здоровый педагог»
Планирование и реализация данного направления поможет добиться
стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и
укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщение к здоровому
образу жизни заинтересованного взрослого населения
Разработка новой оздоровительной программы.
Рост поступления в Учреждение детей с осложненными диагнозами, с III –
Риски
IV группой здоровья.
3.Анализ управляющей системы
В Учреждении достаточно эффективная, профессиональная, компетентная
Актуальное
система административного и оперативного управления коллективом.
состояние
Заведующий в равной и высокой степени ориентирован на задачи и
отношения. Подчиненные, как правило, хотят, но не всегда могут нести
ответственность.
Управленческая деятельность осуществляется посредством:
 административного управления (заведующий, заместитель заведующей по
безопасности, гл. бухгалтер, старший воспитатель);
 коллегиальными органами управления (Педагогический совет, Общее
собрание работников, Управляющий совет);
В Учреждении практикуется: материальная и моральная поддержка
инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное
обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций.
Сложности перехода к матричной структуре управления, связанные с
Проблемы
неготовностью коллектива принять на себя управленческий функционал.
Дальнейшее перестроение системы управления на основе матричной
Перспективы
модели – организация и включение в структуру управления Учреждением
развития
мобильных объединений педагогов, родителей воспитанников, а также
социума.
Расширение полномочий коллегиальных форм управления, через
стабильное функционирование в Учреждении Управляющего совета.
Выбор неверных ориентиров управления инновационной деятельностью
Риски
Учреждения может привести к отсутствию желаемых результатов в
процессе реализации программы развития.
1. Анализ ресурсных возможностей
В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые,
социальные, информационно-коммуникационные, материально-технические, финансовоэкономические, нормативно-правовые ресурсы
5.1.Кадровый анализ
Укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу педагогического
Актуальное
персонала составляют специалисты с большим стажем работы, для которых
состояние
характерны такие черты, как традиционность взглядов на процесс
образования, избегание инноваций, профессиональное и эмоциональное
выгорание, физическая усталость.
Образовательный уровень педагогических кадров достаточно высок,
преобладают кадры со средне-специальным образованием, и молодые
специалисты, в таких условиях возрастает значимость координирующей
работы старшего воспитателя. В Учреждении проводится планомерная
работа по повышению их профессионального уровня, стимулированию их
инновационной активности. Воспитатели и специалисты участвуют в
заседаниях, педагогического совета по актуальным для проблемам
12

образовательного процесса. Опыт работы педагогов транслируется в ходе
проведения конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов, в
рамках разработки и реализации педагогических проектов, публикаций в
различных СМИ. В последние годы ряд педагогов повысил свою
квалификацию в рамках прохождения КПК и тематических курсов, 2
педагога обучаются в ВУЗах.
В Учреждении есть педагоги, способные работать в инновационном
режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта,
готовы к повышению квалификационной категории, 90% педагогов в той
или иной мере владеют ИКТ, готовы использовать ИКТ в рамках
образовательного процесса.
Возможна проблема профессионального выгорания педагогических кадров,
Проблемы
отсутствия педагогического опыта работы у вновь пришедших
воспитателей.
Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и
проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно
представить опыт своей работы и наметить перспективы развития на
будущее.
Перспективы Часть педагогов имеет потенциал к работе в инновационном режиме, они
участвуют в работе методических объединений педагогов на различных
развития
уровнях, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают
свой опыт работы, публикуются в СМИ, внедряют в образовательный
процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги,
готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую
квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень
Учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество
образовательной услуги.
Грамотно разработанная система материального стимулирования
педагогов, повышение заработной платы, всесторонняя поддержка
инициативы педагогов, должно значительно повысить инновационную,
экспериментальную и проектную деятельность Учреждения, обусловит
дальнейшие межведомственные связи.
Повышению качества образовательной услуги будет способствовать
совместный план работы, направленный на повышение квалификации
работников Учреждения, в рамках перехода на ФГОС дошкольного
образования, обеспечение научного сопровождения образовательного
процесса, а также углубленная и конструктивно-продуктивная совместная
работа с научным сотрудником ЛОИРО для сопровождения инновационной
деятельности в Учреждении.
Инертность части педагогических кадров не позволит достигнуть
Риски
желаемого результата
1.2.
Анализ взаимодействия с социумом
Взаимодействие
с
социумом
является
неотъемлемой
частью
Актуальное
образовательного
процесса
Учреждения.
Предполагает
налаживание
состояние
межведомственных связей с учреждениями образования, культуры,
здравоохранения. Анализ состояния этой работы выявил ее бессистемность
и невысокую эффективность.
Ежегодно педагогическим коллективом Учреждения проводится изучение
социальных групп родителей наших воспитанников. На основании
полученных данных разрабатывается план повышения педагогической
культуры разных категорий родителей, предполагающий проведение
различных информационно-просветительских и досуговых мероприятий
13

как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке.
У детского сада налажены связи с учреждениями образования,
здравоохранения, культуры (на договорной основе), есть возможность
использования их оздоровительно-образовательного потенциала с целью
повышения качества образовательной услуги; повышения компетентности
взрослых участников образовательного процесса (сотрудников Учреждения
и родителей воспитанников)
Не все учреждения охотно идут на сотрудничество.
Проблемы
Отсутствие инициативы со стороны педагогов на потребности и
возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах.
Проектная культура большинства педагогов находится на невысоком
уровне. При разработке и реализации проектов недостаточно используется
потенциал родителей воспитанников и социума.
Перспективы Активное привлечение учреждений спорта и культуры к взаимовыгодному
сотрудничеству.
развития
Разработка планов совместной работы.
Повышение проектной культуры педагогов.
Невысокая активность социума
Риски
5.3.Анализ информационно-коммуникационных ресурсов
Связь Учреждения со средствами массовой информации находится на
Актуальное
достаточном уровне. Но в то же время, редко используются возможности
состояние
СМИ для транслирования передового педагогического опыта Учреждения.
Активно работает официальный сайт Учреждения. Из бесед с родителями
детей, поступающих в Учреждение, выявлено, что информацию о детском
саде они получили в основном с официального сайта.
Недостаточно используются возможности:
- ИКТ (выход в сеть Интернет со всех компьютеров, получение
информации по электронной почте, но в то же время нет технической
возможности широко использовать компьютеры в образовательном
процессе).
- СМИ (деятельность Учреждения в последние годы освещалась на
телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации);
Не достаточно высокий образовательный уровень педагогов в области
Проблемы
использования ИКТ препятствует более широкому использованию ИКТ в
образовательном процессе.
Перспективы Налаживание связей со СМИ будет способствовать продолжению
повышения имиджа Учреждения среди заинтересованного населения;
развития
обеспечит возможность для транслирования передового педагогического
опыта сотрудников Учреждения в области дошкольного образования.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести его
на более высокий качественный уровень.
Чрезмерное использование ИКТ в образовательном процессе.
Риски
5.4.Анализ материально-технических ресурсов
Предметно-пространственная среда помещений Учреждения пополняется
Актуальное
постоянно.
состояние
Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного
физического, эстетического, познавательного и социального развития
детей. К ним относятся природные объекты, физкультурно-игровые и
оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, библиотека,
игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда и
др. Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и
творчески видоизменяться.
14

В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к
организации предметно-развивающей среды, оборудованы уголки для
организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной,
так и совместной с воспитателем).
На территории Учреждения имеются прогулочные площадки по количеству
групп, цветники, мини-автогородок, спортивные площадки.
о вместе с тем, требуется пополнение среды спортивных площадок
Учреждения
современным
развивающим
оборудованием;
совершенствование материально-технического оснащения.
Проблема недостаточного количества оборудования на спортивных
Проблемы
площадках, отсутствие специального покрытия, необходима частичная
замена игрового оборудования на участках.
Недостаточно методической литературы по реализуемой программе.
Перспективы Возможность пополнения материально-технической базы и предметноразвивающей среды за счет бюджетного финансирования, добровольных
развития
пожертвований юридических и физических лиц в рамках деятельности
Управляющего совета.
Снижение объемов бюджетного финансирования совершенствования
Риски
предметно-развивающей среды и материально-технической базы
Учреждения.
5.5.Анализ финансово-экономических ресурсов
Финансовое обеспечение Учреждения строится на бюджетной и
Актуальное
внебюджетной деятельности и регламентируется Федеральным законом
состояние
«Об образовании в Российской Федерации».
В рамках бюджетного финансирования выделяются субсидии из
муниципального бюджета, и субсидии из бюджета Ленинградской области,
а также средства депутатов ЗАКСа.
Внебюджетная деятельность Учреждения – это, благотворительные взносы
(добровольные пожертвования) физических лиц и спонсорская помощь
юридических лиц. В Устав Учреждения внесены соответствующие
изменения, но требуется разработка локальных актов, регламентирующих
деятельность Учреждения в инновационном режиме (положения о новых
формах дошкольного образования, пересмотр содержания договора
дарения, проектно-сметная документация).
Уставом Учреждения предусмотрены платные дополнительные услуги по
основным направлениям образовательного процесса, возможности
открытия на базе Учреждения новых форм дошкольного образования,
расширения роли государственно-общественных форм в управлении
Учреждением.
Требует доработки нормативно-правовая база финансово-экономической
Проблемы
деятельности
Учреждения
(пополнение
нормативно-правового
сопровождения финансово-экономической деятельности, разработка
локальных актов, форм отчетной документации).
Недостаточное финансирование Учреждения на развитие материальнотехнической базы (необходим ремонт пищеблока, помещений бассейна,
групповой комнаты, капитальный ремонт отопительный системы)
Перспективы Увеличение доли бюджетных средств, внебюджетных поступлений в
общем объеме финансирования дошкольного учреждения до 40%.
развития
Нестабильность финансово-экономической системы Учреждения из-за
Риски
сложного финансового положения в стране.

15

ВЫВОД: Таким образом, анализ актуального состояния Учреждения на момент
составления Программы развития позволяет нам выделить проблемы функционирования
Учреждения и риски, которые могут подстерегать коллектив в процессе реализации Программы
развития:
Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения в 2020-2023 гг.:
1.В Учреждении в последнее время наблюдается приток молодых специалистов. В ближайшей
перспективе планируется внедрение профессионального стандарта, что потребует от педагогов
владение дополнительными компетенциями.
2.Несмотря на стабильное снижение заболеваемости, задача по сохранению и укрепление
здоровья воспитанников остается актуальной для Учреждения. Что требует новых форм работы
в данном направлении.
3.Стратегическое направление работы, определённое на федеральном уровне требует от
Учреждения необходимости соответствовать данному направлению, в связи с чем актуальным
для учреждения становится реализация Концепции математического образования в Российской
Федерации. Реализация данного направления будет также способствовать обновлению
содержанию образования.
4. Обновление содержания образования, требует в свою очередь обновления предметнопространственной среды, которая должна способствовать полноценному развитию ребенка в
различных видах детской деятельности.
5.Для эффективного управления Учреждением необходима эффективная система оценивания
процессов, происходящих в учреждении. Функционирующая в настоящее время ВСОКО
требует обновления и разработки новых эффективных механизмов оценивания.
Возможные риски:
1. Группа рисков, связанная с недостатками в управлении программой (изменение штатного
расписания, изменение политики государства в отношении государственно-общественных
форм управления образовательным учреждением).
2. Группа рисков, связанная с формальностью реализации задач программы (неготовность
педагогического персонала Учреждения к работе в инновационном режиме, недостатки
учета результатов мониторинговых исследований, формализм при реализации программных
задач, организации мероприятий в рамках программы).
Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дельнейшие
перспективы развития Учреждения и определить целостную концептуальную модель будущего
Учреждения.
4.КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного
образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса,
ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личноориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и
детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных
учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к
постоянному самообразованию.
В этой связи, перед практическими работниками Учреждения встала задача создания
единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной
основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию
образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического
процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами в здоровье.

16

В Учреждении образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая
своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности,
самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление
личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для
перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах
Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Леонтьева, А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского.
Проектирование личностно-ориентированной образовательно-оздоровительной системы
начинается с выбора и осмысления базовых ценностей, которые отражают потребности и
интересы развивающейся личности, связывают образовательный процесс с социокультурным
окружением, задают ориентиры развития Учреждения в оптимальном направлении.
Ведущими ценностями при разработке концепции являются ценность здоровья, ценность
развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают
приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают
содержанием ценностного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья – требует создания в Учреждении условий для сохранения и
укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ,
формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.
Ценность развития – направляет внимание на построение развивающего
образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт
каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей,
формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и
самообразованию.
Ценность детства – акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый,
самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся
целостным
мировосприятием,
открытостью
миру,
чуткостью,
эмоциональность,
непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного
отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также
создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества – предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог,
гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования, и источник
обновления образовательной системы.
Основными целевыми установками Учреждения должны стать:
 разработка и реализация комплексной образовательной программы, обеспечивающей
равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста;
 создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного
процесса посредством организации комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников Учреждения и их родителей (комплексная диагностика,
ведение индивидуальных паспортов и маршрутов развития и здоровья, ведение портфолио
дошкольника);
 максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах
дошкольного образования; расширение перечня дополнительных услуг за счет наиболее
полного учета оздоровительно-образовательного потенциала социума;
 модернизация системы управления Учреждением благодаря переходу на матричную
организационную структуру управления и за счет расширения полномочий общественногосударственных форм управления;
 достижение высокого качества образовательной услуги за счет совершенствования
ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной
компетентности сотрудников Учреждения, укрепление межведомственных связей
Учреждения,
подведение
образовательного
процесса
под
научные
основы,
совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды,
17

модернизация нормативно-правовой базы организации образовательного процесса в режиме
развития).
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией,
основные идеи которой:
1. Право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в
соответствии с функциональными отклонениями, интеллектуальными особенностями.
2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и
неповторимости.
3. Деятельность Учреждения в режиме обновления содержания (реализация различных по
содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их
адаптация к приоритетам и специфике работы Учреждения) и его организационных форм
(новые форма дошкольного образования, комплекс дополнительных платных услуг).
В основе концепции развития Учреждения как адаптивной модели дошкольного
образовательного учреждения лежит возможность:
 комплексного
психолого-медико-педагогического
подхода
к
диагностической,
образовательной, оздоровительной, коррекционной работе;
 создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, были бы
взаимосвязаны.






Система:
комплексного обследования;
заполнение индивидуального маршрута развития и паспорта здоровья воспитанника;
разработка и реализация индивидуального маршрута с рекомендациями для воспитателей,
специалистов и родителей;
индивидуальная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания;
систематический анализ и уточнение индивидуального маршрута с обоснованием
рекомендаций для дальнейшего воспитания, обучения и оздоровления ребенка.
Механизмы реализации программы

Программу развития
организационных уровнях:
Уровень реализации
Персональный
(индивидуальный уровень)

Учреждения

планируется

реализовывать

на

нескольких

Потребитель (участник)
Ребенок, педагог, родители

Группы Учреждения, воспитатели групп, родители
воспитанников
Администрация, Управляющий совет, медицинский
персонал, учитель-логопед, педагог-психолог,
Общий (учрежденческий уровень)
музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре
Учреждения образования, здравоохранения, культуры и
Социальный уровень
спорта
Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской
области,
Административный уровень
Комитет образования администрации МО «Выборгский
район» Ленинградской области
Стандарт педагога Учреждения
Групповой уровень

18

Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого
и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов Учреждения с детьми, мы пришли к
выводу, что большинство из них (89%), приняли новую тактику общения – субъект –
субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога
исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности Учреждения в будущем, можно
определить следующую модель педагога нашего Учреждения (как желаемый результат):
1. Профессионализм педагога:
Педагог Учреждения должен соответствовать критериям, указанным в Профессиональном
стандарте педагога и обладать основными компетенциями, указанными в ФГОС ДО.
Педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного
образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания
условия развития детей:
- обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития,
проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического
развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2. Личностные качества педагога:
 четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием,
стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных
преобразований;
 имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам
общества;

19









обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка,
чуткостью, доброжелательность, заботливостью, тактичностью;
владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя
самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач,
ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
креативен;
воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
развивает коммуникативно-адаптивные механизмы свое личности и личности ребенка с
целью успешной интеграции в социуме;
ведет работу по организации тесного взаимодействия педагогического персонала
учреждения, родителей и социума.
Модель выпускника Учреждения

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
20

Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в
развитии Учреждения, основные характеристики желаемого будущего.











Модель будущего дошкольного образовательного учреждения
эффективная реализация Образовательной программы дошкольного образования,
обеспечивающая условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам
здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной
личности, обогащенное физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое развитие;
обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного
образования, преемственности школьного, дополнительного и семейного образования,
взаимодействия всех специалистов детского сада в вопросах развития детей;
личностно-ориентированную
систему
образования
и
коррекционной
помощи,
характеризующуюся
мобильностью,
гибкостью,
вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
расширение участия коллектива, родителей и социума в выработке, принятии и реализации
правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую
и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного
образования;
четкое распределение и согласование компетенции и полномочий, функций и
ответственности всех субъектов образовательного процесса;
усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех
субъектов образовательного процесса;
принципиально новую предметно-развивающую среду, соответствующую требованиям
ФГОС ДО.
высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в
педагогический процесс новых форм дошкольного образования
5. Стратегия развития Учреждения

Стратегия развития Учреждения рассчитана на период до 2020 года.
Достижение стратегической и тактических целей, решение поставленных
обеспечивается за счет осуществления программных мероприятий:












задач

Дети:
Расширение спектра и повышение качества услуг, предоставляемых Учреждением путем
включения в педагогический процесс ряда инновационных форм дошкольного образования,
организация дополнительных платных услуг для детей, не посещающих детский сад.
Расширение платных услуг на 15%, охват детей на 20%.
Сотрудничество с социумом для повышения качества образовательного процесса.
26-й отряд Федеральной противопожарной службы по Ленинградской области
Отдел ГИБДД УМВД России по Выборгскому району;
Военный музей Карельского перешейка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
МБОУДОД ШИ "Детская музыкальная школа № 1 г. Выборга"
Индивидуализация образовательного процесса путем введения индивидуальных
образовательных маршрутов для детей, испытывающих трудности в усвоении
программного материала, и детей, одаренных в той или иной области.
Речевое развитие на 10%
Физическое развитие 15%
21






Социально-коммуникативное развитие 10%
Познавательное развитие 10%
Художественно-эстетическое развитие 15%
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, создание
предпосылок для успешной адаптации выпускников Учреждения к обучению в школе.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Повышение показателей посещаемости до 75% и снижение показателей заболеваемости
до 7,1%.
 Обеспечение условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов
образовательного процесса.
 Индивидуализация здоровьесберегающей деятельности Учреждения.
 Укрепление межведомственных связей через разработку совместных программ,
направленных на поддержание и укрепление здоровья подрастающего поколения.
 Совершенствование системы мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности
Учреждения.















Управление Учреждением
Расширение общественного участия в управлении Учреждением, отработка механизма
эффективной деятельности Управляющего совета.
Обсуждение вопросов развития материально-технической базу Учреждения (согласование
приобретаемого учебного оборудования)
Установление прямых связей с предприятиями, учреждениями и организациями в целях
оказания содействия в выполнении стоящих перед Учреждением задач.
Модернизация финансово-экономической деятельности Учреждения путем постепенного
перехода на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, повышения
инвестиционной привлекательности Учреждения, использования многоканальных
источников финансирования (бюджет, добровольные пожертвования и спонсорская помощь,
доходы от платных дополнительных услуг, участие Учреждения в приоритетных проектах и
программах в области образования).
Кадры
Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня
педагогического персонала учреждения. (увеличение количества педагогов первой и
высшей квалификационной категории на 20%)
Повышение привлекательности Учреждения для молодых специалистов.
Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального
партнерства.
Обеспечение
научного
сопровождения
образовательного,
оздоровительного
и
коррекционного процессов в рамках осуществления экспериментальной деятельности.
Взаимодействие с Выборгским институтом (филиал) Государственного автономного
образовательного
учреждения
высшего
образования
Ленинградской
области
"Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина";
МБУ «Центр диагностики и консультирования»
Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных
уровнях.
Обобщение и транслирование передового педагогического опыта на уровне Учреждения
(семинары практикумы, мастер-классы, педагогические советы 100% педагогов)
Обобщение и транслирование передового педагогического опыта на уровне района
(творческие группы, методические объединения, конкурсное движение до 45% педагогов)
22















Обобщение и транслирование передового педагогического опыта на региональном уровне
района (участие в конференциях, семинарах, конкурсном движении до 30 % педагогов)
Взаимодействие с родителями
Повышение престижа Учреждения среди родителей с детьми раннего и дошкольного
возраста. Обеспечение условий для осуществления преемственности и плавного перехода от
воспитания и развития детей в условиях семьи к воспитанию и развитию в условиях
Учреждения, через открытие адаптационных групп и групп выходного дня.
Повышение компетентности родителей на 10%;
Охват детей дошкольным образованием через открытие адаптационных групп для детей
раннего возраста и групп выходного дня на 10%
Дифференциация работы с семьями воспитанников, организация профилактической работы
с семьями из группы риска; оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, через
организацию консультаций, мастер-классов, круглых столов, родительских клубов
(внедрение новых форм работы с семьями на каждой группе (не менее 3).
Совместная разработка и реализация проектов Учреждения и родителей, таких как «Семья
плюс детский сад равно счастливый ребенок».
«Школа молодых родителей».
Материально-техническое обеспечение
Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей посредством постепенного
100% обновления предметно-пространственной среды и материально-технической базы
Учреждения.
Внедрение
ресурсосберегающих
технологий.
Замена
деревянных
окон
на
энергоэффективные, замена ламп накаливания, люминисцентные на энергосберегающие.
Повышений персональной ответственности сотрудников Учреждения за обеспечение
безопасности жизни и здоровья детей.

23

Этапы

Система
мероприятий
Задача
Раздел «Дети»

6.План-график мероприятий Программы развития
2021 гг.
2021-2023гг.
2023 гг.
Организационно-установочный
Практический
Аналитическо-информационный этап
Цель: Развитие Учреждения в логике Цель: Внутренняя и внешняя экспертная
этап
Цель: Определение возможностей и перспективной модели. Оптимизация оценка
достижений
при
реализации
готовности коллектива Учреждения функционирования Учреждения, как перспективной
модели
Учреждения.
для реализации задач Программы системы.
Апробация
новшеств
и Формирование адекватных и целостных
развития.
Создание
банка коррекция отдельных направлений с представлений
о
реальном
состоянии
нормативно-правовых и методико- позиции дифференциации перспектив образовательной системы. Обобщение и
диагностических материалов.
развития.
распространение
накопленного
опыта,
интеграция результатов в деятельность.
Повышение конкурентоспособности Учреждения через обновление содержания воспитательно-образовательного процесса, путем
реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24.12.2013г. №2506-р)
1. Проведение комплексной оценки 1. Реализации
совместных
планов 1. Комплексная экспертиза качественных
качества образовательного процесса развития
детей
(учитывающих изменений системы дошкольного образования
в
Учреждении
(с
позиции образовательно-оздоровительный
в Учреждении. Внесение необходимых
коллектива,
заказчиков потенциал
социума);
отслеживание корректировок в образовательную программу
образовательной услуги: родителей эффективности
при
реализации Учреждения.
воспитанников
и
самих программ,
внесение
необходимых 2. Выявление и транслирование на разном
воспитанников,
представителей корректив.
уровне
положительного
педагогического
власти и социума).
2. Переход
на
использование
в опыта Учреждения в воспитании, развитии,
2. Внесение
корректив
в образовательном процессе современных оздоровлении детей раннего и дошкольного
образовательную
программу технологий дошкольного образования.
возраста.
дошкольного образования.
4.Включение в практику работы новых
3. Построение целостной системы работы
3. Совершенствование предметноформ дошкольного образования.
педагогов по развитию индивидуальных
пространственной среды
Приобщение дошкольников к детскому
способностей
детей
в
разных
видах
Учреждения, пополнение пакета
научно-техническому творчеству (Легодеятельности.
методико-диагностического
конструирование, робототехника, шашки, 4. Отслеживание эффективности внедрения в
сопровождения, программы,
технология «Фиолетовый лес»).
практику работы новых форм дошкольного
реализуемой в Учреждении.
образования; качества
Анализ
преемственности
дошкольного
образования, создание предпосылок для
успешной
адаптации
выпускников
Учреждения к обучению в школе. Повышение

конкурентоспособности Учреждения через
обновление
содержания
воспитательнообразовательного процесса, путем реализации
Концепции
развития
математического
образования
в
Российской
Федерации
(Утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 24.12.2013г. №2506р) Приобщение дошкольников к детскому
научно-техническому
творчеству
(Легоконструирование, робототехника, шашки,
технология «Фиолетовый лес»).
Совершенствовать систему здоровьесберегающей деятельности Учреждения, с учетом индивидуальных особенностей
Задача
дошкольников, снизить уровень заболеваемости воспитанников до уровня ниже средне-районного показателя
1. Мониторинг
качества 1. Совершенствование структуры и
1. Комплексная оценка эффективности
Раздел
здоровьесберегающей деятельности
«Сохранение и здоровьесберегающей деятельности внедрение в практику работы
Учреждения.
индивидуальных
маршрутов
здоровья.
Учреждения.
укрепление
2. Создание программы «Здоровый 2. Организация распространения
2. Транслирование опыта работы
здоровья
Учреждения в вопросах приобщения детей и
воспитанников» малыш – здоровая мама – здоровый положительного опыта
педагог».
здоровьесберегающей деятельности
взрослых к культуре здорового образа жизни
3. Создание
условий
для Учреждения.
через систематический выпуск буклетов и
осуществления в Учреждении работы 3. Разработка совместных планов работы информационных листовок.
по
профилактике
заболеваний, с учреждениями здравоохранения.
3. Разработка и реализация проектов
пропаганде здорового образа жизни 4. Реализация системы мероприятий,
здоровьесберегающей и
среди воспитанников, их родителей и направленных на укрепление здоровья,
здоровьеформирующей направленности.
сотрудников.
снижения заболеваемости воспитанников 4.Разработка эффективной оздоровительной
4. Совершенствование
системы и сотрудников Учреждения.
программы, снижение уровня заболеваемости
мониторинга
качества 5.Разработка эффективной
воспитанников до уровня ниже среднездоровьесберегающей деятельности оздоровительной программы, снижение
районного показателя, увеличение
Учреждения.
уровня заболеваемости воспитанников до посещаемости до уровня средне-районного
уровня ниже средне-районного
показателя.
показателя, увеличение посещаемости до
уровня средне-районного показателя.
Совершенствование механизма управления качеством образования воспитанников Учреждения
Задача
Раздел

.Анализ актуального состояния и 1. Расширение общественного участия в

1.Оптимизация системы оплаты труда

«Управление
Учреждением»

Задача
Раздел «Кадры»

перспектив для совершенствования
1. Делегирование управленческих
полномочий
сотрудникам
Учреждения,
общественности,
создание условий для перехода на
матричную
модель
управления
Учреждением.
2. Создание
условий
для
расширения
возможностей
использования ИКТ в процессе
управления Учреждением и в
повышении
качества
образовательного процесса.

управлении Учреждением,
совершенствование работы
Управляющего совета, подготовка
нормативно-правового обеспечения.
2. Организация и включение в структуру
управления Учреждением мобильных
объединений
педагогов,
родителей
воспитанников.
3. Совершенствование
механизма
управления
качеством
образования
воспитанников
Учреждения,
через
использование
внутренней
системы
оценивания качества образования

работников Учреждения, привлечение
многоканальных источников финансирования
(бюджет, добровольные пожертвования,
доходы от оказания платных дополнительных
услуг, грантовые средства, участие
Учреждения в приоритетных проектах и
программах в области образования).
2.Оценка
эффективности
деятельности
Управляющего совета.
3.Совершенствование механизма управления
качеством
образования
воспитанников
Учреждения, через использование внутренней
системы оценивания качества образования
4.Включение разработанных критериев в
систему
внутренней
оценки
качества
образования Учреждения
Разработать и внедрить эффективные формы методической работы с кадрами, направленные на развитие профессиональной
компетенции педагогов в контексте концептуальных идей ФГОС ДО
1. Мониторинг актуального
1. Реализация плана мотивирования и 1. Определение перспективных направлений
состояния кадровой обстановки в
стимулирования
инновационной деятельности Учреждения по повышению
Учреждении.
деятельности педагогов, профилактики профессионального уровня сотрудников.
2. Разработка комплексного плана
профессионального
выгорания, 2. Выявление, обобщение и транслирование
по повышению профессиональной
стремления
к
повышению
своей передового педагогического опыта на разных
компетентности педагогического и
квалификации.
уровнях через конкурсы профессионального
обслуживающего персонала.
2. Организация
межведомственного мастерства,
участие
в
конференциях,
3. Разработка стратегии повышения взаимодействия,
создание
системы публикации в СМИ, проектную деятельность и
привлекательности Учреждения для
социального
партнерства
с т.д.
молодых специалистов.
учреждениями образования, культуры, 3. Соответствие уровня и квалификации
4. Пересмотр содержания Правил
здравоохранения и спорта города и педагогов
для
успешного
выполнения
внутреннего трудового распорядка;
области.
трудовой
функции
«Педагогическая
Коллективного договора; Положения 3. Обеспечение научного
деятельность
по
реализации
программ
о педагогическом совете; Положения сопровождения образовательного,
дошкольного образования»
о методическом совете; Положения
оздоровительного и коррекционного
об общем собрании работников.
процессов в рамках осуществления
5.Создание условий для составления инновационной деятельности

портфолио
каждого
педагога
Учреждения, как формы обобщения
опыта педагогической деятельности.
6.Организация работы мобильных
объединений педагогов, родителей,
представителей социума с целью
решения
актуальных
вопросов
организации
образовательного
процесса.

Задача
Раздел
«Материальнотехническое
обеспечение»

Учреждения.
4. Осуществление комплекса социальнонаправленных мероприятий с целью
создания положительной мотивации
труда у сотрудников (рациональная
организация труда; соблюдение
социальных гарантий; отработка
механизмов стимулирования труда
работников Учреждения в условиях
новой системы оплаты труда,
привлечение к работе в Учреждении
молодых специалистов).
5. Соответствие уровня и квалификации
педагогов для успешного выполнения
трудовой функции «Педагогическая
деятельность по реализации программ
дошкольного образования»
Приводить в соответствие с требованиями ФГОС ДО предметно-пространственную среду и материально-техническую базу
Учреждения
1. Создание системы условий,
1. Приведение
в
соответствие
с 1. Анализ эффективности внедрения
обеспечивающей всю полноту
требованиями
СанПиН,
Правилами ресурсосберегающих технологий;
развития детской деятельности и
пожарной безопасности территории, 2. Анализ и перспективы работы по
личности ребенка, включающий ряд
здания, помещений и коммуникационных обновлению предметно-развивающей среды и
базовых компонентов, необходимых систем Учреждения.
материально-технический базы Учреждения за
для полноценного физического,
2. Работы по обновлению предметно- счет многоканальных источников
эстетического, познавательного и
развивающей среды и материально- финансирования.
социального развития детей.
технической базы Учреждения за счет 3..Организация дополнительных развивающих
2.Разработка программы
многоканальных
источников зон детской деятельности на территории
мониторинга условий реализации ОП финансирования.
Учреждения
ДО.
3.Организация
дополнительных
развивающих зон детской деятельности
на территории Учреждения

8.План реализации Программы развития
Раздел
реализаци
и

Раздел
«Дети»

Содержание деятельности

1. Комплексная
оценка
актуального
состояния
образовательного процесса в
Учреждении
2. Корректировка содержания
образовательной программы:
 Внесение изменений в
учебный план, режим НОД.
3. Реализации совместных
планов
развития
детей
(учитывающих
образовательнооздоровительный потенциал
социума);
отслеживание
эффективности
при
реализации
программ,
внесение
необходимых
корректив.

Ожидаемый результат
2021г.
Организационн
оподготовитель
ный этап
28 мая 2021г

Сроки
2021-2023 гг.
Практически
й этап

2023г.
Аналитическоинформационн
ый
этап
30 мая 2023 г.

Финансово Ответственн
е
ые
обеспечени
е

Проблемно31 мая 2021г
ориентированный
анализ
качества
образовательной
услуги
Новый
качественный до 30 августа до 30 августа до 31 августа уровень
образовательной 2021г
2023г
2023г
программы Учреждения.

Повышение
с 30 августа
конкурентоспособности
2021г.
Учреждения
через
обновление
содержания
воспитательнообразовательного процесса,
путем
реализации
Концепции
развития
математического
образования
Приобщение
дошкольников к детскому
научно-техническому
творчеству
(Легоконструирование,
робототехника,
шашки,
технология
«Фиолетовый
лес»).
4.Переход на использование в Повышение
до декабря
образовательном
процессе конкурентоспособности
2021

с 1 сентября с октября 2023 2021, по 31 по 29 декабря
мая 2022
2023
с 3 сентября
2022, по 31
мая 2023

с 1 сентября
2021, по 31

с сентября
2022 по

-

старший
воспитатель
старший
воспитатель
старший
воспитатель

старший
воспитатель

современных
технологий
дошкольного образования.
5.Включение в практику
работы новых форм
дошкольного образования.
Приобщение дошкольников к
детскому научнотехническому творчеству
(Лего-конструирование,
робототехника, шашки,
технология «Фиолетовый
лес»).
1. Разработка
программы
Раздел
мониторинга
качества
«Сохранен
ие
и здоровьесберегающей
укреплени деятельности Учреждения
е здоровья
воспитанн
иков»
2. Комплексная
оценка
состояния
физкультурнооздоровительной
работы
Учреждения.
3.Совершенствование
структуры и внедрение в
практику
программы
«Навстречу здоровья»
 индивидуализация
и
дифференциация
здоровьесберегающей
деятельности Учреждения;
 совершенствование
системы
мониторинга

Повышение
конкурентоспособности

до 30.08.2021

Программа
комплексного с 10
мониторингового
2021г.
исследования

мая 2022
декабрь 2023
с 3 сентября
2022, по 31
мая 2023
с 01 сентября с
сентября
2021 по 30
2023
по
мая 2022
декабрь 2023
с 3 сентября
2022,
по
31мая 2023

января с 01 сентября
2021 по 30
мая 2022
с 3 сентября
2022,
по
31мая 2023
Проблемномай 2021год
май
2021ориентированный
анализ
август
качества
образовательной
2023год
услуги
Программа
«Навстречу май 2021год
с 01 сентября
здоровья», снижение уровня
2021 по 30
детской
заболеваемости
мая 2022
среди
всех
участников
с 3 сентября
программы;
2022,
по
31мая 2023

с
сентября
2023
по
декабрь 2023

с
сентября 2023
по
декабрь 2023
с
сентября 2023
по
декабрь 2023

старший
воспитатель
медсестра
(по
согласовани
ю)
старший
воспитатель
медперсонал
старший
воспитатель
педагоги,
медперсонал
(по
согласовани
ю)

Раздел
«Управлен
ие
Учрежден
ием»

качества
здоровьесберегающей
деятельности в Учреждении
4.Выявление, обобщение и
транслирование
опыта
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей
деятельности Учреждения и
родителей воспитанников:
 выпуск информационных
буклетов, листовок;
 публикации и репортажи в
СМИ;
участие в конференциях,
конкурсах профессионального
мастерства
5.Организация работы по
профилактике
роста
заболеваемости и укрепления
здоровья сотрудников:
 работа клуба «Здоровый
педагог»
 материальное
стимулирование работы без
больничного листа
1Совершенствование
механизма управления
качеством образования
воспитанников Учреждения,
через использование
внутренней системы
оценивания качества
образования 2.Включение
разработанных критериев в

Транслирование передового май 2021год
опыта
поддержания
и
укрепления
здоровья
в
Учреждении и семье

май 2023год

с
сентября Доходы от старший
2021
по платных
воспитатель
декабрь 2023
услуг,
Управляющи
средства
й совет
грантов

Снижение объема пропусков май 2021год
работы
по
болезни
сотрудниками

май 2021год

с
сентября Социально
2023
по е
декабрь 2023
страховани
е,
профсоюз

Заведующий,
профсоюз

Программа мониторинга и май 2021год
статистические данные

май 2023год

с
сентября 2023
по
декабрь 2023

Заведующий,
старший
воспитатель

систему внутренней оценки
качества образования
Учреждения
2Совершенствование
механизма управления
качеством образования
воспитанников Учреждения,
через использование
внутренней системы
оценивания качества
образования 2.Включение
разработанных критериев в
систему внутренней оценки
качества образования
Учреждения
3.Реализация
административных
проектов, направленных на
модернизация управляющей
системы Учреждения
4.Совершенствование
модели
финансовоэкономической
деятельности Учреждения:
 увеличение доли платных
внебюджетных поступлений
(доходы от платных услуг)
 рост
инвестиционной
привлекательности за счет
эффективной
реализации
социального заказа, участия в
проектной деятельности.

Эффективно действующая май 2021год
стабильная
матричная
система
управления
Учреждением.

май 2023год

с
сентября 2023
по
декабрь 2023

Заведующий

Проектный
управления

май 2023год

с
сентября 2023
по
декабрь 2023

Заведующий,
старший
воспитатель

ноябрь2021

декабрь2021

Заведующий

режим май 2021год

Эффективное
ведение сентябрь 2021
финансово-экономическая
деятельность Учреждения

-

Раздел
«Кадры»

5.Переход на эффективную
модель
управления
Учреждением:
 создание сети мобильных
объединений
педагогов,
родителей,
представителей
общественности, социуму;
 курсы;
 оценка
эффективности
матричной
системы
управления
1.Мониторинг актуального
состояния кадров
2.Внесение изменений в
Положение о стимулирующей
части
оплаты
труда
работников,
определение
критериев
качества
педагогической
и
иной
деятельности
в
рамках
образовательного процесса.
3.Разработка
стратегии
повышения
привлекательности
Учреждения
для
квалифицированных кадров,
реализация
административного проекта
«Современный воспитатель»:
 комплекс мероприятий по
стимулированию
педагогического
труда
работников
Учреждения
(создание
оптимальных

Открытая матричная модель сентябрь 2021
управления Учреждением

-

Заведующий
Управляющи
й совет

Программа
мониторинга,
30 мая 2021
30 мая 2021г 30 май 2023 г. статистика
Положения о доплатах и 20
декабря 20 декабря 20
декабря надбавках стимулирующего 2021
2021
2023
характера

старший
воспитатель
Заведующий,
Профсоюзны
й
комитет,
Управляющи
й совет

100% укомплектованность
кадрами

Заведующий,
старший
воспитатель

30 мая 2021

ноябрь2022г.

30 мая 2021г

декабрь2023

30 май 2021 г.

-

условий для самореализации
через
конкурсы
проф.
мастерства,
проектную
деятельность,
обеспечение
возможности
дальнейшего
обучения,
возможности
повышения
квалификации,
аттестации на более высокую
кв. категорию, материальное
стимулирование);
 комплекс
социальноориентированных
мероприятий (материальное
стимулирование, обеспечение
возможностей транслировать
передовой опыт, создание
безопасных условий труда):
 комплекс мероприятий по
поддержанию
кадров
с
большим трудовым стажем
(мероприятия
по
профилактике
профессионального
выгорания,
внедрения
института
наставничества,
обеспечение
возможностей
транслировать
передовой
опыт,
обучение
новым
технологиям образования).
4.Организация работы по Высококвалифицированный с10 января
повышению
стабильно
работающий 2021 по
профессиональной
коллектив
декабрь 2020
компетентности сотрудников:
 разработка
программы

С января
2021по
декабрь2022

С января
2021по
декабрь 2023

-

старший
воспитатель

повышения
уровня
профессионального
мастерства;
 систематическая курсовая
подготовка сотрудников;
 организация
работы
дифференцированных
мобильных
объединений
разного уровня;
 обеспечение
возможностей инновационной
деятельности под научным
руководством;
 мониторинг
эффективности мероприятий
по
повышению
профессиональной
компетентности сотрудников
5.Мероприятий
по Повышение
аттестации педагогического квалификационной
персонала:
категории
 изучение
нормативно- педагогического персонала
правовых
документов,
регламентирующих
процедуру
аттестации
педагогических
и
руководящих
работников,
приведение в соответствие
современными требованиями
нормативных
актов
Учреждения;
 систематизация
банка
передового педагогического
опыта разного уровня

с10 января
2021 по
декабрь 2021

С 9 января
2021по
декабрь2023

С января
2021по
декабрь 2023

-

старший
воспитатель

Определение
перспектив
деятельности Учреждения по
повышению
уровня
профессионализма
сотрудников
1.Составление плана по
Раздел
безопасности
«Материал обеспечению
образовательного
процесса
ьно(нормативно-правовые
техническ
основы,
условия
для
ое
обеспечени стабильного
функционирования,
е»
мониторинг)
2.Выполнение предписаний
надзорных органов
3.Совершенствование МТБ
(своевременная
замена
изношенного оборудования)
4.Ремонт
здания
и
сооружений
5.Разработка и реализация
комплексной программы по
охране труда сотрудников
6.Осуществление
программы
производственного контроля

До 20 мая 2021 До 20 мая
2021

План
по
безопасности

Июнь 2021

Июнь 2021

Июнь 2022

Ресурсное
обеспечение,
соответствующее
требованиям
СанПиН,
Правилам
пожарной
безопасности

2021

2021

2023

Комплексная программа по
охране труда

-

-

-

обеспечению

До 20 мая 2023

Январь –
декабрь 2021

Январь –
декабрь 2021

старший
воспитатель,

-

Заведующий,
старший
воспитатель,
зам. зав. по
безопасности
Управляющи
й совет

Бюджет,
платные
услуги

Заведующий,
заведующий
хозяйством,
Управляющи
й совет

2023

-

Январь –
декабрь 2023

-

Заведующий,
завхоз, зам.
зав.
по
безопасности
, профсоюз
Заведующий,
завхоз,
медсестра,
профсоюз


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».